История развития внимания пытался проследить Л.С.Выготский

«история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения»

Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания

Этапы развития внимания у ребенка:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследо-вательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомога-тельные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Роль внимания в педагогической деятельности:

Преподаватель в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с индивидуальной формой внимания, которая у каждого учащегося своя, но и с коллективным вниманием. Коллективное внимание представляет собой одновременную сосредоточенность самостоятельно работающих учащихся, на него нельзя механически переносить особенности индивидуального внимания. К сожалению, психологические закономерности данного вида внимания почти не изучены, и в его организации приходится опираться на приемы и методы, обнаруженные эмпирически.

30. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

· Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1. запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2. непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3. преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов, механическое запоминание – на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений.

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

· Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

· Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, -ретроактивного. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

· Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

1. узнавание,которое возникает при повторном восприятии объекта;

2. воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

3. припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

4. реминисценция непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Виды памяти:

основания для классификации видов человеческой памяти: Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала (выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память), другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти).

· Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

· Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). сохраняется не полный обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем в среднем равен от 5 до 9 единиц информации Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека

· Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

· Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.

· Генетическую память информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

· Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

· Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п

· Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

· Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях прочность запоминания материала то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок

· Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания:

· непроизвольная - имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

· произвольная - такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

31. Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: