Рассматривать споры между государствами (средний срок рассмотрения спора – около 4 лет)

2) Давать консультативные заключения на любые юридические вопросы по запросу международных органов и организаций, имеющих на это право, согласно Уставу ООН (в первую очередь это Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности)

1) Разрешение споров

Особенности судопроизводства

1) сторонами по делам, разбираемым в Международном Суде могут быть лишь государства (ст. 34 Статута) (то есть исключаются даже Межд. Организации – это большой недостаток)

2) Международный Суд вправе принимать дело к рассмотрению, только если оба государства — участника спора согласились на разрешение данного спора этим судебным органом (факультативная юрисдикция)

3) Суд обязан рассмотреть дело

Согласие спорящих сторон может быть выражено:

1) соглашением между спорящими государствами о передаче спора в Международный Суд ООН, достигаемое уже после возникновения такого спора

2) положениями, включаемыми в текст многосторонних или двусторонних конвенций, о юрисдикции Суда по спорам, вытекающим из этих конвенций

3) признанием юрисдикции Межд. Суда a priori (это практика одностороннего признания государством юрисдикции Международного Суда по всем спорам или по определенным видам споров, которые могут возникнуть в будущем)

!!! Между тем, подобный принцип добровольной (факультативной) юрисдикции, (который вначале рассматривался как весьма положительный фактор), в последнее время вызывает все больше вопросов, так как в это же время наиболее эффективные и авторитетные региональные международные суды (напр., Суд ЕС) основаны на принципе обязательной юрисдикции.

Процедурные особенности:

Кворум для рассмотрения дел в Международном Суде составляет не менее 9 судей

• Однако, по просьбе сторон спор может быть рассмотрен специальной камерой, образуемой для этого Международным Судом в составе трех или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как решение самого Суда. (Впервые подобный порядок был применен в 1982 году)

Преимущества такого способа в следующем:

1) более быстрое рассмотрение спора

2) возможность появления и использования в дальнейшем внутренней специализации судей Международного Суда на определенных спорах

( напр ., в 1993 г. была создана специальная камера из семи судей только целей рассмотрения споров, связанных с защитой окружающей среды )

• Процесс рассмотрения каждого спора в Международном Суде ООН состоит из двух стадий:

1) Письменной

⇒ Первая стадия заключается в предоставлении сторонами спора Суду меморандумов и контрмеморандумов, в которых излагаются позиции и аргументы сторон,

2) Устной.

⇒ В ходе второй стадии Суд заслушивает представителей государств, свидетелей и экспертов.

• Международный Суд выносит свои решения на основе

Международного права, используя:

✓ международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливал правила, определенно признанные спорящими государствами;

✓ международные обычаи как док-во всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

✓ общие принципы права,

судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных государств в качестве вспомогательного средства для установления правовых норм

ЛИБО

Не на основе права, а на основе принципов разумности и справедливости (то есть по судейскому усмотрению)— ех aequo et bono (п. 2 ст. 38 Статута), если стороны с этим согласны.

✓ Но в многолетней практике Междунар. Суда ни один спор еще не был рассмотрен так

Решение Международного Суда является окончательным и не лежит обжалованию. При этом оно обязательно только для спорящих государств и только по конкретному делу (ст. 59 Статута). Невыполнение его одной из сторон спора дает другой стороне право обратиться в Совет Безопасности ООН, который вправе либо сделать рекомендации, либо решить вопрос о принятии мер для исполнения решения Суда (ст. 94 Устава ООН)

2) Дача консультативных заключений

Консультативные заключения Межд. Суда ООН - представляют собой толкование норм права применительно к запрашиваемой ситуации

⇒ Вообще, это не менее важное направление деятельности Суда, чем разрешение споров: напр., заключение по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, вынесенное Межд. Судом в 1949 г., фактически предопределило дальнейшее и повсеместное признание правосубъектности международных организаций.

⇒ Советский Союз, а впоследствии и Россия не были участником споров, рассмотренных в Международном Суде, так как СССР в свое время не признавал его юрисдикцию.

Вопрос 43. Запрещенные методы и средства вооруженных конфликтов. Декларация Мартенса

Средства ведения вооруженных конфликтов — это оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальной базы противника, его подавления и нанесения ему поражения.

Методы ведения вооруженных конфликтов — порядок и способы использования средств вооруженных конфликтов в указанных целях.

Средства и методы ведения вооруженных конфликтов делятся на запрещенные (или ограниченного применения) и не запрещенные МП.

Средства, запрещенные действующими международными соглашениями:

• взрывчатые и зажигательные пули или снаряды весом менее 400 грамм (Петербургская декларация 1868 г.);

• легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле пули, т.е. пули со смещенным центром тяжести, а также пули, оболочка которых имеет надрезы (Гаагская декларация 1899 г.);

• яд и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);

• удушливые и ядовитые газы или иное химическое оружие (Женевский протокол 1925 г., Конвенция 1993 г.);

• бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, способное при помощи болезнетворных микроорганизмов вызвать эпидемии различных опасных заболеваний (Конвенция 1972 г.);

• средства воздействия на природную среду в военных и любых иных враждебных целях (Конвенция Т977 г., ст.ст. 35, 55 Дополнительного протокола I 1977 г.).

Также прямо запрещены (Конвенцией о запрещении, или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года и четырьмя Протоколами к ней):

• любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном (Протокол I);

• мины, мины-ловушки и другое устройство, которые способны причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания и которые ассоциируются с детскими игрушками, продуктами питания, медицинским оборудованием и т.п. (Протокол II с поправками 1996 г.);

• зажигательное оружие (огнеметы, фугасы, ракеты, напалм, фосфорные бомбы и т.п.), применяемое против гражданского населения и гражданских объектов (Протокол III);

• ослепляющее лазерное оружие, способное привести к постоянной слепоте органы зрения человека (Протокол IV 1995 г.).

Ядерное оружие прямо не запрещено, но его применение противоречит многим принципах ПВК – делать различие между комбатантами и гражданским населением, не причинять излишние страдание, массовые разрушения и т.д.. Также спорным и нерешенным остается вопрос, является ли правомерным использование ядерного оружия государством, находящимся на гране уничтожения.

Вероломство — действия, направленные на обман доверия противной стороны относительно предоставляемой по международному праву защиты (симулирование ведения переговоров или капитуляции, выхода из строя вследствие ранения или болезни, обладания статусом гражданского лица или лица, имеющего защиту, путем использования эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных или других не находящихся в конфликте государств).

Вероломством также считается: незаконное использование отличительного знака медицинских, санитарных формирований и эмблемы МККК, национального флага и. форменной одежды неприятельской стороны; предательское убийство и ранение гражданского населения и военнослужащих противника; убийство и ранение, безусловно сдавшегося неприятеля.

Военные хитрости не запрещаются (дезинформация, ложные операции, использование ловушек и маскировки).

44. Сотрудничество в деле уважения и защиты прав человека на универсальном уровне

Правовая основа сотрудничества в области прав человека – Устав ООН:

• Одна из целей Устава – осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии

• ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, чтобы создать условия стабильности и благополучия как основу мирных и дружеских отношений (ст.55)

Ранее в рамках ООН при ЭКОСОС действовала Комиссия по правам человека, в ней на выборной основе были представлены 53 гос-ва.

Направления деятельности:

  1. разработка проектов документов по правам человека
  2. контроль за их соблюдением в рамках «процедуры 1503»
  3. изучение ситуаций, касающихся соблюдения прав человека в некоторых странах
  4. рассмотрение отдельных проблем в области прав человека

Совет по правам человека — международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года

Предшественник

«Комиссия ООН по правам человека» была учреждена 10 декабря 1946 года. К середине 2000-х гг. окончательно утратила свой авторитет, главным образом, из-за присутствия в её составе нарушителей прав человека, а также по причине его политизации. Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года.

Основание

Совет по правам человека учреждён резолюцией 60/251, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 апреля 2006 года[2][3].

Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что «члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека». Генеральная Ассамблея уполномочена, путем голосования в две трети его членов, приостановливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

Структура совета

Члены Генеральной Ассамблеи избирают членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд[1]. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 мест для государств Африки, 13 для государств Азии, 6 мест для странВосточной Европы, 8 мест странам Латинской Америки и Карибского бассейна, и 7 мест для западноевропейских и других государств (включая США, Канаду и Израиль)[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow