Северный морской путь

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России — Северного морского пути. Статус похож на статус норвежской судоходной прибрежной магистрали — Индерлсе. В обоих случаях путь проходит через внутренние и территориальные воды стран (хотя возможно отдаление пути на в исключительную эконом зону и даже открытое море). Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность: он не имеет единой и фиксированной трассы.

Регулирование пользования трассами этого пути вполне обоснованно составляет прерогативу РФ, как прибрежного к этой магистрали государства.

Еще СССР доказал обоснованность российского регулирования:

трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны;

Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР;

трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды.

В настоящее время свыше 50 портов России на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов. Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути отнесено к компетенции специального государственного органа — Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г.

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется определение и принципы регулирования пути.

Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран. Обычно здесь существует уведомительный порядок проезды, но в некоторых случаях – разрешительный (например, требуется учет чего-то, существует опасность для суверенитета и безопасности государства или самого судна).

Для доступа к пути:

судно должно удовлетворять технико-эксплуатационные требования;

капитан должен иметь опыт плавания во льдах;

должны иметься гарантия, что в случае загрязнения моря – государство получит компенсацию за вред.

АСМП наделен широкими полномочиями:

проводить осмотры корабля;

устанавливать тот или иной вид проводки судов;

приостанавливать плавание, если есть угроза жизни и окружающей среде и др.

Все приарктические страны в первую очередь заботятся о том, чтобы не загрязнялась окружающая среда (предупреждение, предотвращение и ликвидация последствия катастроф и аварий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: