Итоги конференции. Государства-участники:
1) не признают суверенитета ни одного из государств в каком бы то ни было районе Антарктики и не признают каких бы то ни было — выдвинутых или могущих быть выдвинутыми со стороны любого государства — претензий, утверждающих здесь его территориальный суверенитет;
2) не требуют от любой из договаривающихся сторон отказа от ранее заявленных ею территориальных претензий в Антарктике либо от имеющихся у нее оснований для выдвижения в будущем претензий на территориальный суверенитет;
3) исходят из того, что ни одно из положений Договора не должно рассматриваться как наносящее ущерб позиции любой из договаривающихся сторон в части признания или непризнания уже заявленных кем-либо из ее контрагентов прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике либо наличия у нею оснований на такой суверенитет.
Иначе говоря, содержание ст. IV сводится:
к закреплению положения, сложившегося в Антарктике до заключения Договора в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь;
к признанию за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, права на выдвижение подобных претензий, однако без реального использования этого права.
Договором утверждается статус Антарктики в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать Антарктику как международную территорию, т. е. имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.
Так, если бы территория Антарктики принадлежала бы государствам, то также существовали бы территориальные воды и исключительные экономические зоны вокруг материка, которые в данный момент отсутствуют.
Из приведенного текста видно, что и по вопросу осуществления юрисдикции в Антарктике Вашингтонская конференция была вынуждена согласиться с многообразием позиций и практики заинтересованных государств. По Договору, государство —эксплуатант Антарктики будет осуществлять юрисдикцию над лицами, направляемыми им для этой цели, в таком объеме и на основе таких принципов, которые будут для данного государства предпочтительными. Государства могут осуществлять здесь:
юрисдикцию над лицами (личная юрисдикция);
юрисдикцию, связанную с их территориальными притязаниями (территориальная юрисдикция).
Участники Договора решили, что будут периодически собираться и вырабатывать общие принципы и нормы для регулирования вопросов, связанных с осуществлением деятельности в Антарктике (т.н. консультативные совещания, которые проводятся 1р/2года).
В договоре закреплены основные правовые принципов деятельности в этом районе:
мирного использования Антарктики, который не только провозглашается, но и получает реальное подкрепление в виде запрещения любых военных мероприятий, включая ≪создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия≫. Антарктика демилитаризованная и нейтрализованная территории.
Невозможно использование военного персонала или военного оснащения даже для научных исследований или любых других мирных целей.
принцип свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой области. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора.
принцип обеспечения экологической безопасности в регионе. Договор запрещает проведения в Антарктике любых ядерных взрывов и удаление сюда радиоактивных материалов. Ядерный инцидент, имевший место на атомной электростанции американской антарктической базы Мак-Мердо, после которого США были вынуждены прекратить работу АЭС, указывает на действенность этого принципа.
Существует механизм обеспечения соблюдения правового режима Антарктики, который включает в себя:
обязательные уведомления каждой из договаривающихся сторон всех ее контрагентов по Договору обо всех экспедициях, совершаемых ее судами или гражданами;
о всех станциях занимаемых ее гражданами;
о любом военном персонале или оснащении предназначенном для направления в Антарктику;
специальные наблюдатели осуществляют наблюдение за соблюдением режима Антарктики.