П.А. Сорокин и его ранние социологические идеи. Основные принципы бихевиоризма Сорокина

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века.

Согласно Сорокину, процесс человеческого взаимодействия включает в себя три обязательных, существенно важных составляющих элемента: действующие лица (акторы) как субъекты взаимодействия; значения, ценности и нормы, которые управляют поведением людей; материальные явления, выступающие в качестве движущих сил и проводников тех значений и ценностей, которые должны быть предметно воплощены и включены в последовательность совершаемых действий, В отличие от Вебера, Сорокин (за исключением начального периода научной работы) отвергал всякую попытку изучать действия людей вне связи их с существующими значениями, ценностями и нормами. Он писал: «Все виды человеческого взаимодействия, если они лишены многообразия смыслового выражения, приобретают всего лишь биофизический характер и в качестве таковых становятся, строго говоря, предметом изучения биофизических наук»500. Следовательно, в соответствии с социологическим видением Сорокина, главное внимание должно быть сосредоточено на культурных факторах, т. е. надорганических (Бирего^ашс) элементах как детерминантах социального поведения.

Для того, чтобы понять сущность личностей как субъектов взаимодействия и общества, мы должны помнить, что они опираются на фундамент культуры; той культуры, которой обладают взаимодействующие индивиды, — представленной всей совокупностью значений, ценностей и норм, передаваемой материальными средствами (движущими силами), такими как ритуальные объекты или произведения искусства, опредмечивающие и выражающие эти значения501.

Анализируя составляющие социального взаимодействия, Сорокин различает три его формы: неорганизованное,, организованное и дезорганизованное (с нарушенным, порядком). Он также рассматривает различные виды устанавливаемых законом и нравственных рычагов управления и говорит о системах социального взаимодействия, построенных на общности интересов, антагонистических и смешанных, а также о семейственном, принудительном и смешанном (договорном) типах социальных связей. Определив и детально разработав эти различные виды социального взаимодействия, Сорокин затем предлагает классификацию организованных групп в соответствии с существующими в них функциональными и смысловыми связями.

Здесь он рассматривает различную степень интенсивности группового взаимодействия и связанную с ней прочность или слабость связей между членами группы. Более того, он устанавливает, что такие группы могут быть взаимосвязанными (ишЬоп<Зес1), т. е. объединенными одной основной общей ценностью, которур разделяют все ее члены (например, религиозными, профессиональными или кровнородственными признаками), или же множественными связями (как, например, нация или социальная группа). Он утверждает также, что обе эти категории групп могут быть либо открытыми, либо закрытыми.

Бихевиори́зм (англ. behaviourповедение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

27.В.М. Хвостов о феминном начале и возрастании его роли в культуре. Неокантианство и проблематика гендера.Влади́мир Миха́йлович Хвосто́в (11 (24) июня 1905, Казань — 9 марта 1972, Москва) — советский историк, специалист по истории Нового времени и международных отношений. "Женщины и человеческое достоинство", "Женщина накануне новой эпохи" и другие.1 В трудах В.М.Хвостова содержится подробный анализ статей законов, касающихся положения женщин, высказываются идеи о необходимости демократизации политического порядка, как условии раскрепощения личности. Представитель либеральной интеллигенции В.М.Хвостов считал, что изменить статус женщины можно лишь с реформированием государственного строя. В качестве основных задач женского движения он определял: борьбу за политические права, доступ к образованию и профессиональному труду, признание материнства общественно значимой функцией. В монографии «Женщина и человеческое достоинство» (1914), отмечает дружное сотрудничество мужчины и женщины в контексте эволюции человечества. Исследуя гендерные соотношения в социуме, В. М. Хвостов рассматривает в качестве «руководящего значения» идею человеческого достоинства, и утверждает то, что нравственные задачи мужчин и женщин могут не совпадать даже при условии общих руководящих принципов морали. Особенность женщины в России характеризуется учѐным в аспекте «славянства»: «славянка от природы своей является существом далеко не слабым; женщины у славян пользовались сравнительной свободой»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: