Своеобразие жанра

Сам Н.В. Гоголь настаивал на том, что это поэма. В.Г. Белинский полагал, что это роман, и это мнение по сей день ближе читательскому восприятию, чем авторское определение. Не будем затевать дискуссию, а подробно рассмотрим обе версии.


«Петербургские повести» Н В Гоголя как единый цикл – сочинение

Творчество Н. В. Гоголя Очень многогранно. Помимо отдельных произведений, таких как «Ревизор» или «Мертвые души», нам хорошо известны и циклы рассказов (повестей) Гоголя. В каждом из них Гоголь разворачивает перед читателем новые картины. Писатель, рассказывая одну историю, словно не может уместить в ней все мысли и чувства и продолжает излагать их, может быть, немного под другим углом, в новой повести. Так рождаются циклы произведений, внутри каждого цикла— своя особая связь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» проникнуты духом романтизма, мистичны, пугают и развлекают читателя, они объединены любовью к природе и доброй снисходительностью к человеческим порокам. «Петербургские повести» написаны уже совсем другим Гоголем... Что же объединяет эти истории — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель» — в единый цикл?

Итак, первая повесть — «Невский проспект». Основные его идеи — двуличие Петербурга, контрастность города. Живыми образцами служат два главных героя, противоположные друг другу: романтический мечтатель Пискарёв, с надеждами и высокими помыслами, и поручик Пирогов, простой обыватель, творящий не картины, а свои грязные делишки и имеющий не менее мерзкие, пустые помыслы. На протяжении всего цикла мы увидим противостояние плохих и «не очень» плохих, «высоких» и «низких». Несомненно, важную роль здесь играет Петербург и главная его улица — Невский проспект, перенасыщенный людьми и событиями, видимой чистотой и невидимой грязью; он уже приобрел свой собственный характер и в силах влиять на горожан. Улица, как одушевленное существо, совмещает несовместимое, выполняет будто дьявольскую волю — нежного романтика сталкивает с порочной развратницей (и тот, не выдержав этой негармоничности,- заканчивает жизнь самоубийством), а пошлого «счастливца» — с так называемой «белокурой немочкой». Сердце первого бьется в надежде на какое- то светлое чудо, сердце второго молчит в ожидании победы. Невский проспект манит, губит и влияет на весь город. Цикл развивается...

В «Портрете» Гоголь показывает растлевающее влияние денег и славы на искусство. Единственный идол, которому поклоняются люди в Петербурге, — это деньги. И не в силах сопротивляться, художник Чартков перерождается из талантливого живописца в простого «малевателя» модных портретов: «Спава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица... Кисть его хладела и тупела... Даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они ещё пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы».

В повести «Нос» перед нами открывается новая тема: чиновничество и... безумие (тема, которая полностью развернется в «Записках сумасшедшего»). Безумие в том, что мысли жителей Петербурга доходят до абсурда, с самими людьми творятся фантастические вещи, но никто не ставит под сомнение свой разум, а уверенно мчится за своим Носом, который выступает в роли статского советника (!). Тут же и тема чиновничества — коллежский асессор Ковалев узнает свой нос в церкви, но не в силах к нему обратиться — иной чин, иной ранг, а необходимо соблюдать «приличие» и «порядки», подчиняться сословной пирамиде. Теперь Ковалев уже не может посещать своих знакомых, которыми не упускает возможности похвастаться в любом подходящем случае; без носа он не человек и, тем более, никому не друг (такому даже в газете дать объявление не позволят!) «Экой пасквильный вид!» Петербург снова поднимается и набирает силы. Город ожил — теперь у него свои глаза, свои уши и свой нос (!), который свободно ходит по улицам и, между прочим, обладает высоким чином. Но со статскими советниками и чинами нас еще раз сталкивает цикл повестей...

«Шинель» — название, которое напоминает «вещевые» юмористические рассказы А. П. Чехова, но повесть на самом-то деле печальная. Гоголь услышал однажды анекдот о некоем бедном чиновнике, который долго-долго копил на ружье, а потом по случайной оплошности потерял его в реке, после чего слег от горя в постель и умер. Все посмеялись, а Гоголь задумался и создал в результате «Шинель». В ней снова раскрывается тема чиновничества, но уже с большей степенью глубины. Здесь говорится и о департаментах, и, конечно, о чиновниках — таких слабых и забитых, как Акакий Акакиевич, которому вечно не везло с самого рождения, ему даже имена по календарю выпадали все несуразные; и о любви титулярного советника к своей службе, результаты которой — только скудные сред- ства и сумасшедшая экономия. И, несомненно, тема «маленького человека» играет здесь важную роль. Этот человек стал настолько мелок, что безропотно переносит все издевательства коллег, даже самые грубые, а все его мечты и стремления сводятся к новой скромненькой шинельке. И снова Петербург! Он набрасывается на бедного Акакия Акакиевича, впервые завлекает его на праздник, праздник его шинели, и в тот же вечер с пугающим цинизмом вырывает ее у бедняги. Город открыл свое истинное — мрачное — лицо и совершил беду. И Акакий Акакиевич, не теряя надежды, подчиняясь пирамиде общественных отношений, бегает от одного «значительного лица» к другому, но, не видя результатов, а только переживая обиду, отчаивается и заболевает. И по правилам цикла титулярного советника навещает смерть. Опять мистика —душа Акакия Акакиевича не покидает обманувший его город, а, впервые разгневавшись, мстит всем, несмотря на чин, — и советникам, и генералам.Подтверждением тому, что «Петербургские повести» являются единым циклом, служат общие темы: чиновничество, характер города, людское «обмельчание», смерть на фоне столицы, безумие, пошлость. Повествование движется по кругу— одна тема, дополняя, сменяет другую и помогает Н. В. Гоголю ярче и колоритнее изобразить перед нами весь Петербург, не упустив ничего, не скрыв, нарисовать полноценную картину города-миража, беспокойно сверкающего вечерними огнями, города ярчайших контрастов, показной красоты и морального уродства, роскоши и нищеты.Пять разных, но единых по цели и идее произведений бросают нас в омут столичной жизни XIX в., оставляя в душе мрачный и ледяной след повестей, рожденных Санкт-Петербургом.

Проблема «героя времени» в романах Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Мастерство Тургенева-романиста. Повести о лишнем чел-ке, написанные в 50х гг. явл. прологом к «Рудину» (1855). Тург. задавался «?»: что м/сделать дворянин в совр. условиях, когда надо решать конкретные вопросы. Рудин – образованный чел-к, но он не замечает, что не понимает людей. Он не м/выдержать испытания любовью. Наталья по неопытности решила, что пылкие речи Рудина и есть дей-я, но это б/не так. Жизнь Рудина клонилась к закату. Его сердце очерствлено образованностью, он все анализирует и сравнивает. Даже после объяснения с Натальей он долго анализирует счастлив он или нет, хотя это д/б быть понятно и так. После краха их романа Рудин начинает заниматься приктич. делами. Но сразу замахивается на невыполнимое - сделать реку пригодной д/судоходства, перестроить систему преподавания в гимназии, он парит в облаках. Лежнев – его антипод, он наоборот жмется к земле. В финале Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 г. Это бессмысленный конец, т.к. жизнь Рудина бессмысленна. «Дворянское гнездо» (1856-58) – последняя попытка Тург. найти героя среди дворян. Тург задавался «?»: способно ли дворянство накануне реформы сыграть ключевую роль в рус. истории. Лаврецкий не так как Рудин испорчен образованием. В нем соединены лучшие кач-ва Рудина и Лежнева – мечтательность и практичность. Лаврецкий исцеляется от влияния света. Его счастье с Лизой неполно – они оба мучаются чув-вом стыда от неправомерности их счастья (из-за плохой жизни народа). Их разрыв явл. д/них наказанием за это. В финале Тург. делает вывод, что дворянство не м/ничего сделать, он приветствует поколение разночинцев, идущее ему на смену. В 3м романе трилогии – «Накануне» (1860) Тург. героем избирает болгарского революционера Инсарова. Вся его жизнь направлена на освобождение Болгарии. Юная Елена олицетворяет Россию накануне перемен. На нее претендуют молодой ученый Берсенев, скульптор и живописец Шубин, чиновник Курнатовский и революционер Инсаров. И Елена (т.е. Россия) выбирает революционера. Инсаров только тогда отвечает Елене взаимностью, когда убеждается, что она пожертвует всем ради Болгарии. Но мать Елены несчастна, что дочь уехала в Болгарию. Елена задается вопросом стоит ли горем матери платить за идею (т.е. за свободу Болгарии). В конце оба они приходят к выводу, что любовь и борьба несовместимы. «Накануне» - роман о порыве России к переменам. Тург. проводит такую мысль: болгары (по словам Инсарова) все – от князей до крестьян готовы пожертвовать всем ради свободы родины. Тург. призывал к единству. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» противопоставил задачи болгар и русских: у Болгарии внешние враги, у России – внутренние. Тург. б/категорически не согласен, просил Некрасова не печатать эту статью, а когда ее опубликовали порвал с «Современником» навсегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: