О постмодернизме в применении к русской литературе во весь голос заговорили только в конце 1980-х годов, но как литературно-художественное направление он сформировался в «андеграунде» в творчестве художников «соцарта», пародирующих эстетику социалистического реализма. В мировой же литературе, искусстве, философии постмодернизм формируется во 2-ой половине 1950-х годов, продолжая художественную практику модернизма и одновременно преодолевая ее. Постмодернизм утверждал высокую степень свободы художника от всевозможных догм и верований, привычных литературных канонов; он ввел в литературу ощущение мира как абсурдного хаоса, запретную ранее тематику (тему инцеста, сексуальных меньшинств и т.п.), ненормативную лексику и нового, нетрадиционного героя. Поэтика постмодернизма предлагает читателю игру с текстом, откровенно демонстрирует условность художественного творчества, включает в ткань произведения размышления самого автора о герое, сюжете, слове. Когда-то писатели и художники барокко провозгласили: «мир - это театр»; художники постмодерна выдвинули тезис - «мир - это текст». Крупнейший писатель постмодерна - В.Набоков, принадлежащий одновременно русской и американской культуре. Что же касается отечественной литературы, то о русском первопроходце постмодернизма заговорили впервые не в России, а в США. Американские критики объявили родоначальником постмодернистского направления в русской литературе XX в. автора романа «Пушкинский дом» А.Г. Битова. «Пушкинский дом» был создан еще в 1971 г. и вышел в США на русском языке в 1978 г., десять лет спустя он был опубликован в России в «Новом мире». Однако о Битове до сих пор идут споры в отечественной, и в зарубежной критике, и большинство исследователей сходятся в том, что этот писатель в рамки постмодернизма никак не вмещается. Перестроечная и постперестроечная общественная атмосфера в России создала с конца 80 - начала 90-х гг. благоприятную почву для расцвета «крутого» экспериментального искусства - постмодернизма, концептуализма, абсурдизма, метареализма - названий не счесть. В русской литературе 2 половины 80-90-х годов постмодернизм принимал самые различные облики. Во-первых, как уже говорилось, к постмодерну принадлежат писатели бывшего андеграунда - Евг. Попов, Вик. Ерофеев, В. Шаров, В. Пьецух, Вл. Сорокин, Т. Толстая, Л. Петрушевская и многие другие. Прозу этих писателей часто называют «другой», «жесткой» за некоторыми произведениями в нашем сознании закрепилось выразительное словосочетание «чернуха-порнуха». Изображая аномалии нашей общественной, семейной, бытовой жизни, авторы ее не скупятся на откровенные натуралистические подробности, в особенности это характерно для творчества Вик. Ерофеева и Вл. Сорокина. Натуралистические тенденции есть и в творчестве Л. Петрушевской, недаром ее рассказы и странные пьесы (смесь буффонады с трагическим финалом) называли «чернухой». У нее действительно много «простой человеческой грязи», «мрака и запустения». Она пишет о нашей бытовой жизни, в которой спиваются, сходят с ума, кончают с собой, умирают в муках. Но в героях Петрушевская видит не только грязь, но и чистоту, не только отчаяние, но и радость, боль и наслаждение, ненависть и любовь, жизнь и смерть. Теперь ее произведения относят к «жестокому реализму». Это более точное название. «Процесс восприятия произведений Петрушевской, - отмечает Р. Тименчик, - это испытание зрителя на любовь к ближнему. А теперь ты можешь возлюбить ближнего как самого себя?... А самого себя после всего виденного ты еще способен любить?...»
|
|
|
|
Прозаика Виктора Пелевина, чья книга рассказов «Синий фонарь» была удостоена Малой Букеровской премии 1993 г., часто называют наиболее характерным представителем постсоветского искусства. Автор прямо формулирует идеи литературы абсурда - о бессмысленности, тупиковости жизни, о том, как человек обречен в одиночестве решать вселенские вопросы (повесть «Желтая стрела», роман «Жизнь насекомых»). Неоднозначную реакцию критики вызвал последний роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота», опубликованный в журнале «Знамя» за 1996 г. В романе Пелевина иронически обыгрываются тексты анекдотов «чапаевского цикла». Смысл такой игры раскрывает критик А. Генис в своем эссе о прозе В. Пелевина (см. «Звезда», 1997, №12). В романе, который большинство современных критиков трактуют как бессмысленную стилевую игру, Генис увидел глубокое содержание, рассмотрев его с точки зрения буддийской философии. К середине 80-х годов из «подполья» вышло целое поколение поэтов, которых называли по-разному: метафористы, новая волна, метареалисты, концептуалисты. Это И. Иртеньев, В. Коркин, А. Парщиков, Д. Пригов, Л. Рубенштейн, Т. Кибиров и другие. Критика давно запуталась в терминах, обозначавших это довольно целостное и далеко не оригинальное явление в области поэзии. Их главный принцип - пародирование стилистических канонов социалистического реализма, доводящее до абсурда его элементы. К 1993 г. почти все когда-то непризнанные мэтры постмодернистской поэзии стали классиками - правда, для очень избранного круга читателей. Быть может, точнее всего эту связь между постмодернистским поэтом и его читателем выразил Александр Тимофеевский: «Один сумасшедший напишет, / Другой сумасшедший прочтет, / И сразу окажется лишним - / Овации, слава, почет». Эти строки, впрочем, невозможно отнести к поэзии Тимура Кибирова. Язык его стихов выводит нас за пределы привычного правдоподобия к неприглядно обнаженной жизни, но в последний момент эмоция стиха выталкивает на поверхность личность самого автора, и живое человеческое тепло одушевляет нарочитое косноязычие поэтических формул.