Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.
Традиционно выделяют три основные функции:
* стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;
* распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;
* аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.
В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:
1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;
2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.
Экономические функции государства в современных условиях во многом предопределены несовершенствами рыночной системы. При всем демократизме рыночного механизма он обладает целым рядом недостатков, обусловливающих необходимость вмешательства государства в экономику.
Несовершенства рыночной системы:
- не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;
- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;
- игнорирует отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.);
- не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
- не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
- ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги;
- подвержена нестабильному развитию (инфляция, циклическое развитие).
Кроме того, НТП резко увеличил масштабы производства и требует таких капитальных вложений, с которыми не могут справиться даже самые крупные предприятия. Политический, финансовый, социальный контроль над НТП имеет стратегическое значение для государства. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.).
В политике регулирования экономики государство ставит, прежде всего, глобальные цели – поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного производства. Эти цели стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:
поддержание сбалансированного общественного производства;
стимулирование роста производства;
обеспечение полной занятости;
повышение эффективности общественного производства;
справедливое распределение дохода;
стабильность цен, недопущение инфляции;
сохранение природной среды и т.д.
Между целями государственного регулирования могут возникать противоречия (например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды). В этом случае еще одной целью государственного регулирования является нивелирование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.






