Модели макроэкономического регулирования

В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик.
1) с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;
2) с максимальным участием государства в макроэкономическом регули-ровании.
При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные механизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).
В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции:
• обеспечения рынка деньгами;
• регулирования внешних эффектов;
• производства общественных товаров;
• управления нерыночным сектором хозяйства.
В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
При этом государство дополнительно акцентирует внимание на пробле-мах:
• регулирования социальных отношений;
• создания условий для эффективного хозяйствования;
• стабилизации экономического развития.

Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики - шведской, германской, японской и др. Их особен-ность - в ориентации на социальные механизмы, наиболее полное решение соци-альных проблем.
Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.
Каждая страна должна определить собственный путь развития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориентировать на него свое развитие. Например, "тэтчеризм" отражает специфику Англии. Россия должна
1 Самуэлъсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1999.
ориентироваться на механизмы, в наибольшей мере отражающие ее спе-цифику и соответствующие ее интересам. Ориентация на стандарты, возможность применения готовых моделей к реформируемым экономическим системам сегодня представляется нецелесообразной.
В условиях преобразований перед Россией встали задачи:
1) выбора направлений макроэкономического регулирования, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специфика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа;
2) создания российской модели экономики, соответствующей российским национальным традициям, российскому менталитету. Для реализации этого необходимо формирование государственных и иных институтов, усиливающих управляемость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследовательских структур;
3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст.

7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека.
В современной российской экономике монополизм государственного управления разрушен. Сформированные управленческие структуры регулируют деятельность на различных уровнях: федеральном и региональных. При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в сочетании с определенными вертикалью государственной исполнительной власти установками.
В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания "отрабатывается" исследовательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.
В настоящее время проводится административная реформа, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным.
Сформирована трехуровневая система управления, включающая:
• Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию.
• Федеральная служба — на надзор и контроль.
• Федеральные агентства — на оказание услуг населению.

33.Сущность и основные черты макроэкономики.

Выделяют два уровня

1) микроэкономика (ориентирована на проблемы обособленных единиц, самостоятельно принимающих решения и действующая по статьям из собственных интересах и,определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов);

2) макроэкономика (целостная экономическая система, представленная совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие устойчивое равновесие).

Для макроэкономики характерно экономическая целостность, базирующаяся на общем национальном разделении труда, делающим взаимозависимость сферы отраслии режима. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств на контрагентов экономики.

Выделяют 2 группы методов воздействия:

1) прямого и косвенного регулирования;

2) экономического и неэкономического воздействия.

Методы прямого регулирования предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить обязывающее решение.

Методы косвенного регулирования связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, и чаще всего взаимодействует с заинтересованностью экономических субъектов.

Методы экономического воздействия – стимулирующие методы, связанные с заинтересованностью экономической деятельности. Зависят от доходов и выплачиваемых налогом. Чем больше материальная заинтересованность, тем больше употребленность к предпринимательской сфере и эффективней ее результат.

Неэкономические методы – директивные, обязательные, административные, основанные на директивах сверху. Имеют широкое распространение в условиях централизованно-управляемой экономике. В известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.

Существуют разные подходы к оценке и определению роли макроэкономики в экономическом процессе. Обеспечение эффективного функционирования экономики.

Можно выделить систему основных ориентиров:

1) определение объективно-обусловленных особенностей макроэкономической концептуры;

2) разработка политики, обеспечивающих эффективное функционирование экономики;

3) по мере необходимости, определение непосредственных участников процесса.

Выделяют 3 проблемы, требующих решения на макроуровне:

1) обеспечение устойчивого экономического роста;

2) полная занятость ресурсов;

3) минимизация инфляции.

На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере социальная политика. С помощью финансов, кредитов и других имеющихся в его распоряжении средств, государство воздействует на хозяйствующих субъектах, ориентирует их на реализацию конкретных задач правительственной политики. Например, макроэкономических фактор – инфляция, безработица, оказывает влияние на микроэкономические решения хозяйственной структуры. Связанные с их потребительскими расходами.

Микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в производственном процессе, воздействуют как части и целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: