Развитие профессионального мастерства конфликтолога и достижение профессиональной зрелости

В процессе практической деятельности в области конфликтологии необходим опыт и мастерство, благодаря которым специалист находит в процессе поиска конструктивные перспективы решения конфликтов.

Высокая концентрация внимания на личности клиента позволяет конфликтологу глубоко проникнуть в тонкие структуры психики. Большой объем памяти необходим ему при активном слушании и концентрации информации при беседе, а зрительная активность важна для отслеживания невербальной динамики поведения клиента.

Для достижения профессионального мастерства конфликтологу очень нужны обаяние и эмпатия.

Высокоразвитые эмоционально-эмпатийные качества консультанта по конфликтам позволяют легко присоединяться и подключаться к личности клиента в процессе общения. Эмпатийная связь устанавливается при важном условии принятия на себя переживаний партнера и одновременно передачи ему оптимистического отношения к конфликтной ситуации, вызвавшей деструктивные переживания.

В процессе интервью конфликтолог из наблюдаемых признаков выделяет свойства личности, по которым создается описание реальной модели клиента. Модель - это схема привычного реагирования: "Я всегда так чувствую...", "А как это лично у вас?..". Эта способность необходима и для создания идеальной или желаемой модели поведения.

После "исповеди" личности происходит стадия "толкования ситуации", цель которой прояснение ее причин и следствий. Это происходит параллельно с выработкой новой модели поведения личности в конфликтной ситуации.

Гипотетическое мышление необходимо консультанту для того, чтобы прогнозировать гипотезы и версии при раскрытии созидательных резервов личности. Эвристичность мышления конфликтолога позволяет ему в поисковом процессе делать открытия в состоянии инсайта. Важна его способность создавать абстрактные идеальные модели на основе аналитического свойства ума; совершенствовать способность формулирования близких и далеких целей и уметь подвести личность к осознанию не только проблемы, но и ее причин.

В работе конфликтолога важны одержимость, постоянная напряженность и озабоченность конечным результатом консультирования.

Умение удерживать клиента на расстоянии, избегать эмоционального сближения с ним и понимать его проблемы - одна из сложных задач консультанта. Нежелательно рассказывать клиенту о своих аналогичных проблемах. "Перенос чувств" часто происходит при эмоциональном сближении, если конфликтолог проявляет готовность к эмоциональному отклику. Это не всегда приводит к положительным результатам консультирования.

Надо помнить, что перемены в образе жизни и мыслях личности ведут к нестабильности и неуверенности. Поэтому необходимо помочь клиенту превратить перемены в резервы. При этом страдания и нестабильность превращаются в поиск и творчество, что способствует профессиональной зрелости специалиста.

Центральным личностным стержнем профессиональной зрелости конфликтолога является формирование чувства собственного достоинства, основанного на чувстве личной безопасности и социальной защищенности. Для этого необходимо создание условий нормативно-правовой защищенности специалиста и клиента. Отсутствие правовой социальной защиты активизирует у личности отрицательные чувства: опасность, агрессию, конфликтность.

Реализация принципа конфиденциальности в определенной мере корректирует состояние клиента. Однако при этом важно учитывать уровень его конфликтности и личностной зрелости.

Зрелость - это состояние оптимального здоровья. Для того чтобы достичь зрелости, личность должна преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира. Для этого ей необходимо найти новые источники поддержки в самой себе. Когда личность мобилизует свои ресурсы для преодоления конфликта, фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки, она перестает быть внутренне конфликтной и достигает зрелости.

Для достижения профессиональной зрелости личность проходит следующие стадии:

1) разрушение клише, так как действия индивида часто стереотипны;

2) отказ от искусственности, где доминируют игровые роли и части конфликта;

3) тупик внутреннего кризиса, где личность чувствует себя потерянной, обманутой, лишенной поддержки;

4) достижение психического здоровья: "смерть конфликтного "я", "достижение истинного "я".

Конфликтологу желательно быть деликатным и не всегда активно реагировать на сопротивление клиента. Если человек отказывается делать то, что консультант просит, не надо давить на него и в результате получать сопротивление. Надо предложить клиенту более похожие на его поведение идентичные действия, что вызовет нужную реакцию. Помните: нет сопротивления, если нет давления. Надо предложить несколько вариантов действия и предоставить личности право выбора. Если ни один из вариантов не подходит - необходимо искать другие решения. Главное, чтобы у клиента не возникало чувство вины, которое происходит от агрессии.

Если личность сердится на кого-либо, но не высказывает этого, то в результате она его презирает. Впоследствии у личности возникает чувство угрызения совести. Гнев часто выступает как экзистенциальная боль. Надо, чтобы личность накопила определенный эмоциональный опыт, который даст ей возможность исцеления.

Конфликтолог должен стремиться не избавить клиента от страданий, а направить их в созидающее русло.

К конструктивным качествам Конфликтолога можно отнести открытость, непосредственность и естественность как форму честности, которая является большим достоинством у консультанта. Наличие данных качеств свидетельствует о целостности более глубоких уровней сознания специалиста. Это выражается в "достижении единства подсознательных побуждений и сознательно поставленных целей".

Открытость и непосредственность личности свидетельствуют об устойчивом и душевном состоянии.

К конструктивным качествам конфликтолога можно также отнести творческую свободу и поиск, которые развивают неповторимость и оригинальность. Шаблоны и стереотипы закрепощают творческую личность и ее способность к самовыражению.

Конфликтологу в процессе консультирования желательно выстраивать для клиентов вопросы- ловушки, которые являются предметом для размышления. При этом возникает противоречие, и личность должна сделать выбор: менять свой жизненный принцип или изменить отношение к конфликтной ситуации.

Консультант должен получать удовлетворение не только от положительного результата, но и от процесса консультирования, радуясь личностному росту клиента.

В процессе индивидуального консультирования конфликтолог не должен совершать следующие действия.

1. Любоваться собой, подчеркивая значимость собственной персоны.

2. Давать советы и поучать. Консультанту желательно избегать советов, так как советом личность не переделать. Раздача советов снимает ответственность с клиента и переносит всю ответственность на консультанта, выдающего рецепт, как врач. Советы не приводят к изменению личностной модели. Поэтому целесообразнее подвести клиента к осознанию конструктивных вариантов решения конфликтной проблемы для того, чтобы он сам затем выбрал наиболее приемлемое решение и принял на себя ответственность за его реализацию.

Иногда конфликтолог с целью одержать победу над собой в процессе преодоления внутренних конфликтов советует клиенту контролировать усилием воли отрицательные инстинкты. Он считает, что дал мудрый совет. Но ведь прямое подавление деструктивных желаний и агрессии, наоборот, усиливает их. Такие советы "отравляются ядом подавлений" и приводят личность к невротизму.

3. Перебивать и делать выводы за клиента. Необходимо помнить, что, решая конфликтную проблему, консультант берет всю ответственность на себя.

4. Игнорировать право выбора личностью собственной стратегии поведения в конфликтной ситуации при нахождении самостоятельного выхода из создавшейся ситуации.

5. Демонстрировать свою отрицательную позицию и реакцию. Конфликтолог не должен Осуждать клиента, понимая объективные обстоятельства, которые привели его к внутреннему или внешнему конфликту. Это понимание должно быть без предвзятости и осуждения.

6. Быть моралистом. Проблема искушения что-либо сделать не решается моральными проповедями и запретами.

Конфликтологу необходимо соблюдать этические нормы психоконсультирования на основе конфиденциальности и тайны, психокорректирующего результата. Следует обсудить с клиентом, какую информацию можно, а какую нецелесообразно давать посторонним.

Нежелательно одновременно работать с родственниками, друзьями и знакомыми, так как конфликтолог является тогда включенным в конфликтную ситуацию.

Конфликтологу при проведении индивидуальной консультации желательно ориентироваться на следующие поведенческие нормы.

1. Безоценочность позиции: не оценивать клиента и не осуждать его поведение в конфликтной ситуации. Любое слово консультанта воспринимается как оценка и ориентация в процессе решения проблемы, поэтому конфликтологу нежелательно произносить оценочные слова в процессе консультирования.

2. Безусловное положительное принятие проблемы. Конфликтолог принимает личность и ее конфликт как естественное и желательное явление. Не надо пытаться ее улучшить или оправдать, надо просто принять проблему как существующий факт.

3. Аутентичность - отсутствие профессиональной позы. Конфликтологу нежелательно повышать свой имидж, говоря о себе, надо больше входить в проблему. Консультанту для эмпатийно- го чувствования клиента желательно "успокоить свои внутренние диалоги". Тогда контакт при психологической консультации приобретает профессиональный смысл. При этом замечаются мельчайшие подробности вербального и невербального проявления клиента и особенности его внутренних переживаний. Конфликтолог работает с проблемами клиента, связанными с конфликтной проблемой и его отношением к конфликтной ситуации. Поэтому в консультировании важно перенесение акцента с внешней конфликтной ситуации на внутренний конфликт личности.

Состояние профессиональной самодостаточности конфликтолога основано на чувстве удовлетворения от полезности личной референтности и социальной значимости.

Условно можно выделить и охарактеризовать основные личностные типы конфликтологов и их тактики консультирования:

1) "следователь" задает вопросы с целью выяснения конфликтной ситуации, не проясняя личную позицию клиента, что воспринимается болезненно;

2) "психиатр" ставит диагноз, вопросом проверяет уровень внутреннего конфликта, например: "И что вы чувствуете сейчас?..". Установление диагноза - есть начало решения проблемы;

3) "общительный партнер" создает непринужденную атмосферу общения при психологическом консультировании, отводя клиенту роль делового партнера.

Приведенные тактики конфликтолога относятся к рациональному и эмоциональному способам взаимодействия при индивидуальном консультировании, потому что построены на рассуждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: