Основные направления работы конфликтолога

1) Комплексное психодиагностическое исследование личности;

2) Индивидуальное психологическое консультирование;

3) Социально-психологическое исследование коллектива;

4) Групповые психокоррекционные тренинги;

5) Индивидуальная и групповая психопрофилактика неблагоприятных психических состояний;

6) Психологическая учеба персонала

Психологическое консультирование - это индивидуальная форма психокоррекции личности с целью психологической помощи при решении проблем и конфликтов с применением методов позитивного роста.

Основные задачи конфликтолога в процессе индивидуального консультирования:

- оказание консультативной помощи в решении конфликта и нахождение личностного ресурса для его разрешения;

- помощь в осознании проблемы и деструктивных поступков личности, мешающих решению конфликта. Но при этом конфликтолог только выдвигает гипотезы, а личность сама их прорабатывает;

- совместный поиск источника и путей решения проблемы.

1. Комплексное психодиагностическое исследование личности (индивидуальное или групповое) с использованием современных тестовых методов и программ компьютерной психодиагностики, позволяющих:

-определять индивидуально-психологические особенности личности (интеллектуальный потенциал, уровень конфликтности, тревожности, психологическую устойчивость, стили личностного реагирования в сложных ситуациях, ведущие черты характера, тип личности и т.п.);

-определять стратегии поведения в конфликте;

-прогнозировать успешность деятельности изучаемых лиц в значимых и конфликтных ситуациях.

2. Социально-психологическое исследование коллектива с использованием социометрии и других эффективных методов, позволяющих:

-изучать характер взаимоотношений сотрудников, их симпатии и антипатии;

-выявлять лидеров и аутсайдеров;

-диагностировать базовый тип характера обследуемых;

-определять деловой и творческий потенциал каждого члена коллектива, отношение к делу и людям;

-выделять кандидатов в лидеры, а также лиц, требующих индивидуального воспитательного подхода;

-оптимизировать управление коллективом.

3. Прогностическое психологическое консультирование руководителей и сотрудников (на основе результатов психодиагностических и социально-психологических исследований) с составлением психологических портретов и выработкой рекомендаций по вопросам:

- подбора персонала (определение соответствия критериям идеального работника фирмы кандидата на работу, прогноз его поведения в различных критических ситуациях);

-управления персоналом (прогноз поведения сотрудников и их надежности в сложных ситуациях деятельности и общения, выработка тактики индивидуальной работы с "трудными" сотрудниками, выделение "групп риска", подбор кандидатов на выдвижение);

-личного и профессионального самосовершенствования персонала (выработка эффективного индивидуального стиля поведения и деятельности руководителей и сотрудников, формирование их персонального имиджа);

-оптимизации взаимоотношений в коллективе (предупреждение и разрешение конфликтов, прогнозирование межличностной совместимости).

4. Психологическое консультирование по проблемам:

- личным (оказание консультативной помощи личностям, испытывающим трудности психологического характера в значимых сферах деятельности и общения, выявление внутренних, личностных причин имеющихся проблем, выработка оптимальных путей их разрешения);

-социальным (психологическая помощь в решении и предотвращении отрицательных последствий в социальной среде или коллективе, проблемы лидерства или отверженности в деловой или обучающейся микрогруппах и т.п.);

-организационным (оказание помощи руководителям по вопросам психологического обеспечения переговорных процессов, работы с конкурентами, рекламной деятельности, формирования команды, создания имиджа фирмы и др.).

5. Психологическая учеба персонала в форме обучающих семинаров и тренингов (в том числе видеотренингов) по темам:

-психотипологический подход в работе с людьми;

-коммуникативная компетентность делового человека;

-стратегия и тактика ведения переговоров;

-основы прикладной конфликтологии.

6. Групповые психокоррекционные тренинги (при наличии у личностей психологических трудностей в сложных ситуациях деятельности и общения) с использованием дифференцированных тренинговых программ:

-релаксационный тренинг: формирование навыков психической саморегуляции;

-поведенческий тренинг: развитие способностей делового общения;

-тренинг уверенности в себе: формирование навыков уверенного поведения в субъективно- сложных ситуациях;

-тренинг коммуникативной компетентности: формирование навыков конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

7.Индивидуальная и групповая психопрофилактика неблагоприятных психических состояний у лиц, работающих в условиях психологических перегрузок с использованием возможностей:

-кабинета психологической разгрузки;

-сеансов аутогенной тренировки;

-медитационных сеансов;

-релаксационной музыки.

8. Привлечение ведущих специалистов в области конфликтологии и практической психологии для проведения консультаций и обучающих семинаров.

9. Подготовка конфликтологов и психологов- консультантов для фирм и организаций. Обучение по специальной или интенсивной программах.

47. Виды и методы тренинговой практики в конфликтологии

Групповую психокоррекцию эффективнее проводить в тренинговой форме.

Групповые психокоррекционные тренинги:

Тренинг – активная форма обучения, направленная на реализацию индивидуальной программы развития, освоение конструктивных форм индивидуального поведения и их эффективного применения в условиях конфликтов.

Виды тренингов:

Профессиональный; креативный; поведенческий; личностного роста.

Методы тренинговой работы:

1) Ролевая игра позволяет увидеть не всегда заметные и доступные для наблюдения механизмы зарождения и развития конфликта и объективно оценить результаты собственного поведения. В процессе осмысления деструктивного поведения, проигрывания и переживания смыслового содержания роли, динамики ее развития осуществляется самокоррекция.

В ходе обсуждения игры группой происходит сочетание психокоррекции и самокоррекции, что значительно расширяет опыт предотвращения конфликтов

2) Групповая дискуссия -процесс нахождения и выработки групповых решений путем обсуждения различных точек зрения на проблему.

Метод групповой дискуссии способствует:

• моделированию конфликтных ситуаций;

• повышению компетентности при анализе создавшейся конфликтной ситуации и выборе наиболее оптимального варианта ее решения;

• формированию импровизационной способности в диалоге;

• осознанию стратегии поведения партнера в творческом процессе совместного решения конфликта.

48. Применение технологии психодрамы в конфликтологии

Психодрама – это метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

В конфликтологии психодрама применяется для преодоления защитных позиций пациентов, усиления эмоциональной вовлеченности, разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

Структурная модель психодрамы:

1) Сцена - свободное пространство в кругу группы;

2) Конфликтолог -ведущий психодрамы;

3) Конфликтующий - главный герой психодрамы, исполнитель своего конфликта;

4) Партнеры конфликтующей личности -изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц и являются посредниками между внутренними переживаниями и внешними проявлениями главного действующего лица;

5) Рефлексирующая группа -следит за динамикой психодрамы со стороны, анализирует и выделяет наиболее значимые ее моменты в логическом и эмоциональном ракурсах.

Фазы психодрамы:

1. создание микроклимата и "разогрев" группы;

2. ролевое инсценирование конфликта;

3. эмпатийное рефлексирование;

4. шеринг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: