1) Комплексное психодиагностическое исследование личности;
2) Индивидуальное психологическое консультирование;
3) Социально-психологическое исследование коллектива;
4) Групповые психокоррекционные тренинги;
5) Индивидуальная и групповая психопрофилактика неблагоприятных психических состояний;
6) Психологическая учеба персонала
Психологическое консультирование - это индивидуальная форма психокоррекции личности с целью психологической помощи при решении проблем и конфликтов с применением методов позитивного роста.
Основные задачи конфликтолога в процессе индивидуального консультирования:
- оказание консультативной помощи в решении конфликта и нахождение личностного ресурса для его разрешения;
- помощь в осознании проблемы и деструктивных поступков личности, мешающих решению конфликта. Но при этом конфликтолог только выдвигает гипотезы, а личность сама их прорабатывает;
- совместный поиск источника и путей решения проблемы.
1. Комплексное психодиагностическое исследование личности (индивидуальное или групповое) с использованием современных тестовых методов и программ компьютерной психодиагностики, позволяющих:
|
|
-определять индивидуально-психологические особенности личности (интеллектуальный потенциал, уровень конфликтности, тревожности, психологическую устойчивость, стили личностного реагирования в сложных ситуациях, ведущие черты характера, тип личности и т.п.);
-определять стратегии поведения в конфликте;
-прогнозировать успешность деятельности изучаемых лиц в значимых и конфликтных ситуациях.
2. Социально-психологическое исследование коллектива с использованием социометрии и других эффективных методов, позволяющих:
-изучать характер взаимоотношений сотрудников, их симпатии и антипатии;
-выявлять лидеров и аутсайдеров;
-диагностировать базовый тип характера обследуемых;
-определять деловой и творческий потенциал каждого члена коллектива, отношение к делу и людям;
-выделять кандидатов в лидеры, а также лиц, требующих индивидуального воспитательного подхода;
-оптимизировать управление коллективом.
3. Прогностическое психологическое консультирование руководителей и сотрудников (на основе результатов психодиагностических и социально-психологических исследований) с составлением психологических портретов и выработкой рекомендаций по вопросам:
- подбора персонала (определение соответствия критериям идеального работника фирмы кандидата на работу, прогноз его поведения в различных критических ситуациях);
-управления персоналом (прогноз поведения сотрудников и их надежности в сложных ситуациях деятельности и общения, выработка тактики индивидуальной работы с "трудными" сотрудниками, выделение "групп риска", подбор кандидатов на выдвижение);
|
|
-личного и профессионального самосовершенствования персонала (выработка эффективного индивидуального стиля поведения и деятельности руководителей и сотрудников, формирование их персонального имиджа);
-оптимизации взаимоотношений в коллективе (предупреждение и разрешение конфликтов, прогнозирование межличностной совместимости).
4. Психологическое консультирование по проблемам:
- личным (оказание консультативной помощи личностям, испытывающим трудности психологического характера в значимых сферах деятельности и общения, выявление внутренних, личностных причин имеющихся проблем, выработка оптимальных путей их разрешения);
-социальным (психологическая помощь в решении и предотвращении отрицательных последствий в социальной среде или коллективе, проблемы лидерства или отверженности в деловой или обучающейся микрогруппах и т.п.);
-организационным (оказание помощи руководителям по вопросам психологического обеспечения переговорных процессов, работы с конкурентами, рекламной деятельности, формирования команды, создания имиджа фирмы и др.).
5. Психологическая учеба персонала в форме обучающих семинаров и тренингов (в том числе видеотренингов) по темам:
-психотипологический подход в работе с людьми;
-коммуникативная компетентность делового человека;
-стратегия и тактика ведения переговоров;
-основы прикладной конфликтологии.
6. Групповые психокоррекционные тренинги (при наличии у личностей психологических трудностей в сложных ситуациях деятельности и общения) с использованием дифференцированных тренинговых программ:
-релаксационный тренинг: формирование навыков психической саморегуляции;
-поведенческий тренинг: развитие способностей делового общения;
-тренинг уверенности в себе: формирование навыков уверенного поведения в субъективно- сложных ситуациях;
-тренинг коммуникативной компетентности: формирование навыков конструктивного общения в конфликтных ситуациях.
7.Индивидуальная и групповая психопрофилактика неблагоприятных психических состояний у лиц, работающих в условиях психологических перегрузок с использованием возможностей:
-кабинета психологической разгрузки;
-сеансов аутогенной тренировки;
-медитационных сеансов;
-релаксационной музыки.
8. Привлечение ведущих специалистов в области конфликтологии и практической психологии для проведения консультаций и обучающих семинаров.
9. Подготовка конфликтологов и психологов- консультантов для фирм и организаций. Обучение по специальной или интенсивной программах.
47. Виды и методы тренинговой практики в конфликтологии
Групповую психокоррекцию эффективнее проводить в тренинговой форме.
Групповые психокоррекционные тренинги:
Тренинг – активная форма обучения, направленная на реализацию индивидуальной программы развития, освоение конструктивных форм индивидуального поведения и их эффективного применения в условиях конфликтов.
Виды тренингов:
Профессиональный; креативный; поведенческий; личностного роста.
Методы тренинговой работы:
1) Ролевая игра позволяет увидеть не всегда заметные и доступные для наблюдения механизмы зарождения и развития конфликта и объективно оценить результаты собственного поведения. В процессе осмысления деструктивного поведения, проигрывания и переживания смыслового содержания роли, динамики ее развития осуществляется самокоррекция.
В ходе обсуждения игры группой происходит сочетание психокоррекции и самокоррекции, что значительно расширяет опыт предотвращения конфликтов
|
|
2) Групповая дискуссия -процесс нахождения и выработки групповых решений путем обсуждения различных точек зрения на проблему.
Метод групповой дискуссии способствует:
• моделированию конфликтных ситуаций;
• повышению компетентности при анализе создавшейся конфликтной ситуации и выборе наиболее оптимального варианта ее решения;
• формированию импровизационной способности в диалоге;
• осознанию стратегии поведения партнера в творческом процессе совместного решения конфликта.
48. Применение технологии психодрамы в конфликтологии
Психодрама – это метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.
В конфликтологии психодрама применяется для преодоления защитных позиций пациентов, усиления эмоциональной вовлеченности, разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.
Структурная модель психодрамы:
1) Сцена - свободное пространство в кругу группы;
2) Конфликтолог -ведущий психодрамы;
3) Конфликтующий - главный герой психодрамы, исполнитель своего конфликта;
4) Партнеры конфликтующей личности -изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц и являются посредниками между внутренними переживаниями и внешними проявлениями главного действующего лица;
5) Рефлексирующая группа -следит за динамикой психодрамы со стороны, анализирует и выделяет наиболее значимые ее моменты в логическом и эмоциональном ракурсах.
Фазы психодрамы:
1. создание микроклимата и "разогрев" группы;
2. ролевое инсценирование конфликта;
3. эмпатийное рефлексирование;
4. шеринг