Глава 2. Уточнения первого понятия

Эта книга пишется как исследование, которое я веду в Исследователь­ской Мастерской Академии Самопознания, где мы заявили своим предме­том исследование себя как души. До этого, в рамках Училища русской на­родной культуры, мы исследовали себя как тело и личность. И это было еще очень поверхностное исследование, хотя без него к душе не пройти.

Заявив, что предлагаю исследовать себя как душу, я вызвал неожидан­но большой интерес у людей, которые приходят обучаться самопознанию.


Круг первый. Поверхностные бытовые представления о душе

И вокруг предложенных мною вопросов закипела поразительная работа. Де­сятки людей пишут сейчас ежедневно мне и в Академию, обсуждая начало исследования. И я даже успел получить отклики на первую главу. В итоге рождается небывало большое и подробное описание понятия «душа» в рус­ском языке и современной народной культуре. Можно считать это этногра­фическим опросом на заданную тему.

Но оно настолько велико, что его придется издавать особо. Поэтому я буду время от времени пользоваться сделанными нашими слушателями на­ходками, не вдаваясь в излишние подробности. В данном случае, одно из высказываний позволяет сделать уточнения первой главы, поскольку явно показывает, где может возникнуть путаница и непонимание.

Водном из писем прозвучало: Я поняла, что душаэто тоже понятие и что его можно исследовать! Внесем точность в свои представления.

Выражение это — неверно. Душа — это не понятие, душа — это душа. Эта оговорка не случайна и еще встретится нам, почему я и посвятил ей эту отдельную главу. Подмена души понятием души — это признак взрастившей нас культуры. Она проявляется даже у тех, кто искренне хочет познать свою душу.

Душа — это душа. Но у нас есть о ней понятие. И оно очень большое, сложное и древнее. Вот его я и разбираю. Если бы я хотел ограничиться только им, то можно было бы закончить все прямо этой главой.

Но я хочу добраться до самой души. И именно для этого мне нужно очень хорошо видеть мое понятие о ней, а также как это понятие складыва­лось из множества наблюдений и попыток передать увиденное средствами языка.

Иными словами, первая задача — собрать предельно полное описание души, которое и есть ее понятие.

Затем добраться сквозь описания до предшествовавших им наблюдений.

И только тогда, когда удастся понять, как были возможны эти наблю­дения, возможно созерцание самой души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: