Общая характеристика способностей человека. Способности – индивидуальные особенности личности, в результате которых при одном и том же уровне ЗУН


Способности – индивидуальные особенности личности, в результате которых при одном и том же уровне ЗУН, 1 дело у человека получается лучше, чему у другого.

Главные способности человека – это умственные, волевые, душевные и телесные. Частных способностей множество – это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, формирования качеств личности, в то время как второе – создание предметов, материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений.

ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ.

В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов. Изучая конкретную психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей и склонностей к широкому кругу занятий.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуальные особенности именуют способностями личности. Причем, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, а во-вторых, которые можно индивидуально варьировать.

Стадии развития способностей:

  • Задатки;
  • Способности;
  • Одаренность;
  • Талант;
  • Гениальность.

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный;
  • реконструктивный;
  • творческий.

Условия развития задатков в способности:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций.

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.).

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: