Структура личности. (Вопросы -1 ,10, 14 – идут не по лекции)

Ответы к зачету по КПВ.

(Вопросы -1,10, 14 – идут не по лекции)

Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личности».

Научное определение понятия «личность».
Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия – следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности.

Блок психологических явлений (мотивационных).

Влечение – одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению какой-то цели. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности.

Желания – переживания – одна из форм проявления направленности личности, характеризующейся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой недостаточной осознанностью причин такого стремления.

Интересы – форма направленности личности, заключающаяся в её направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интересы личности обычно являются социально обусловленными.

Идеалы – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремления человека. Идеал формирует общество.

Мировоззрение – система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе и самому себе.

Типы мировоззрений:

1. Религиозное – взгляд на мир и место себя в нем человек оценивает исключительно с позиции религиозных канонов.

2. Научное – взгляд на мир через призму науки.

3. Бытовое – основано на личном опыте, приобретенном за жизнь.

4. Гуманистическое – представляет собой синтез религиозного, бытового и научного мировоззрений. Синтез построен таким образом, что в него включены все плюсы трех вышеназванных.

Убеждения – форма направленности личности, выражающаяся в сугубо осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.

Потребности – объективная, испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается, и субъективно являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности.

Блок регулирования поведения личности.

Ощущения – простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире посредством работы рецепторов.

Восприятие – психический процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого; возникает также благодаря рецепторам и зрительной активности.

Представление – образ предмета или явления, которое закрепилось в памяти человека.

Внимание – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее и глубже.

Наблюдательность – качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, малозаметные явления, которые существенны для анализа.

Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений для их последующего использования.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.

Мышление – процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложный связей и отношений между предметами и явлениями мира.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических средств.

Эмоции и чувства – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: