Подходы к рассмотрению способностей. Деятельностный подход

В психологии существует 2 основных подхода к пониманию способностей, их происхождении и месте в системе деятельности.

Деятельностный подход (Б.М. Теплов) – подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально варьирующих способностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает быстрое освоение деятельности и достижение в ней наибольшего результата. Хотя способности внешне проявляются в деятельности (в ЗУН), но в тоже время способности и деятельность не тождественны друг другу. Из этого следует принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, только в соответствующей целенаправленной деятельности. Способность – лишь возможность определенного освоения ЗУН, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Однако, ЗУН остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

Подходы к рассмотрению способностей. Знаниевый подход

В психологии существует 2 основных подхода к пониманию способностей, их происхождении и месте в системе деятельности.

Знаниевый подход – его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню ЗУН. Такой позиции придерживался советский психолог В.А. Крутецкий. Знаниевый подход акцентирован как бы на операционном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Формирование начинается не с нуля, и оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие ЗУН личности фактически не отделимы от понимания функционирования и развития способностей.

Проблемы диагностики способностей

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ.

· В отечественной школе не разработана единая и универсальная методика диагностики способностей.

· Проблема профилизации школьного обучения, у которой есть и плюсы, и минусы.

· Диагностика способностей часто бывает неэтична по отношению к человеку и может нанести психический и личностный вред развитию ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: