История развития местного самоуправления в России в послеоктябрьский период

Послеоктябрьский период идея МС не нашла своего развития, так как она предполагала идею децентрализации власти, а государство было строго централизованным в основе которого лежал принцип единства Советов.

Муниципализм отвергался как буржуазный принцип. С первых дней своего существования Советы депутатов стремились сменить органы МС, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы сменили на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Только в начале 60г. XXв. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении.

Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977г. итогом стала закрепление в Конституции положения о наличие в СССР системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действующего конституционного положения.

Новый этап в развитии МС был связан с принятием 9 апреля 1990г. закона СССР «об общих началах МС и местного хозяйства в СССР» и 6 июня 1991г. закона РСФСР «О МС в РСФСР». Данные законы сыграли определенную роль в развитии МС. Однако противостояние органов (Советов) и исполнительных органов, определенная контрактация органов государственной власти и местных органов в итоге привели к роспуску местных Советов и изданию положения об основах организации МС в РФ на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного указом Президента от 26 октября 1993г.

Новый этап реформирования начался в 1993г. и связан с принятием Конституции 1993г. После принятия Конституции, Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы МС, обеспечение его дальнейшей государственной поддержки был издан указ от 22.12. 1993г. «О гарантиях МС в РФ».

Разработка ФЗ «об общих принципах организации МС в РФ» и его принятие 12 августа 1995г. начали новый этап развития МП. Но не все нормы этого закона подтвердили свою эффективность на практике, что повлекло в последствии необходимость принятия новой редакции. Принятие 7 ноября 2003г. ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» стало значительным этапом в развитии МС.

Развитие местного самоуправления в зарубежных странах. Теория «свободной общины». «Государственная теория самоуправления». Основные типы местного самоуправления в зарубежных странах.

Возникновение теорий, объясняющих сущность МС, обычно датируют серединой XIXв.

Теория свободной (естественной) общины. Ее основоположниками были Гербер, Аренс, Мейер, Лабанд, Ресслер. Согласно положениям этой теории самостоятельность и независимость общины от государства связана с самостоятельной природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех ветвей власти, но и четвертой – муниципальной власти. Для теории свободной общины характерны следующие основополагающие начала организации МС:

1. избираемость органов МС членами общины,

2. разделение дел, которыми ведает община, на собственные и препорученные ей государством,

3. МС, т.е. управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных,

4. признание органов МС органами общин, а не государства,

5. невмешательство государственных органов в собственную компетенцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.

Эта теория получила свое законное закрепление в ряде актов 30-40-х гг. XIXв. В Конституции Бельгии 1831г. даже имелась специальная статья об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с судебной, исполнительной, законодательной властями, закреплялась и общинная власть.

Государственная теория самоуправления. Основы данной теории были разработаны немецкими учеными Штейном и Гнейстом. Теория сводится к тому что все полномочия МС даны государством. Имеют источником государственную власть, однако от центрального государственного управления МС отличается тем, что оно осуществляется неправительственными чиновниками, а при помощи сообществ местных жителей, которые заинтересованы в результате МС.

Типы МС.

1. англосаксонский тип МС. Характерной чертой является то, что на местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющую власть возможную на них парламентом. Общие парламентские акты закрепляют статус муниципалитета, обеспечивают автономию местных органов, устанавливают пределы правительственного контроля за их деятельностью. Характерной особенностью является то, что муниципалитеты могут совершать действия которые предписаны законом, в противном случае их акты считаются совершенными с превышением полномочий и могут бать признаны судом не имеющими силы.

2. французский тип МС. Характерна высокая степень централизации МС – это проявляется в развитии системы административного контроля местными органами.

Префект определял все направления местной деятельности местных органов. В 1980-1983гг. был принят ряд актов направленных на децентрализацию власти.

Современное состояние.

В основе МС лежат камуны, они многочисленны. Характерны тем, что существуют особые выборные органы – Советы (от 9 до 50 человек). Советы избирают мера. Мер вместе с депутатами образует муниципалитет (исполнительный орган). Мер подконтролен Совету и подконтролен председателю гос. в департаменте, имеет двоякий статус: как гос. служащий и как глава МС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: