В первую очередь следует знать, что расходы, связанные с проведением местных референдумов, возлагаются на бюджеты муниципальных образований. Выделение ассигнований на подготовку и проведение местных референдумов предусматривается отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год. Главными распорядителями таких средств являются комиссии, организующие референдумы. В качестве крайней меры федеральное законодательство предусмотрело финансирование местных референдумов за счет кредитов банков, которые должны предоставляться комиссиям референдумов на конкурсной основе (получение кредита на указанные цели предполагает выдачу комиссии уполномоченным органом местного самоуправления муниципальной гарантии исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты). Возврат кредита и уплата процентов производится из средств местного бюджета.
Распорядителями финансовых средств являются председатели комиссий. Серьезное внимание федеральное законодательство уделяет вопросам формирования фондов референдумов, их расходования. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы организации референдума, сбора подписей в его поддержку, осуществления иной деятельности. В определенных случаях, оговоренных федеральным законодательством, фонд местного референдума может не создаваться. Это допустимо при соблюдении нескольких условий:
|
|
1) требуется определенное число участников референдума (не более 5 тыс.);
2) фонд не создается, если инициативная группа референдума не финансирует подготовку и проведение референдума;
3) данное правило должно быть установлено в законе субъекта Федерации;
4) соответствующие установления применяются только при проведении муниципального референдума.
В фонд местного референдума запрещается вносить пожертвования: органам государственной власти и местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; международным организациям и общественным движениям; иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных законом; лицам без гражданства; гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным капиталом свыше 30%; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном капитале свыше 30%; воинским частям, военным учреждениям и организациям; правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за год до дня голосования на местном референдуме.
|
|
В ст. 59 названного Закона указывается, что средства фондов референдума используются инициаторами на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме. Иные группы участников референдума расходуют средства фонда только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
Решение финансовых вопросов строится в рамках нескольких правил. Наиболее важными из них являются:
1) договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (оказании услуг), связанных с кампанией референдума, заключаются уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы, иных групп участников местного референдума;
2) расчеты между юридическими лицами и инициаторами референдума возможны только в безналичном порядке;
3) граждане, а также юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку организаторам референдума исключительно через фонд референдума;
4) запрещается бесплатное выполнение (по необоснованно заниженным расценкам) работ, оказание услуг, нацеленных на получение какого-либо результата на референдуме.