Полномочия органов местного самоуправления в области стимулирования предпринимательства

1. Предпринимательство в системе местного самоуправления
Одной из ключевых задач становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации является создание его экономического фундамента. В достижении этой цели главенствующая роль принадлежит развитому предпринимательству, поскольку именно от уровня его развития зависит наполняемость местного бюджета, а значит, выполнение социальных задач; от этого зависит занятость населения, соответственно - улучшение социальной обстановки.
Американский профессор Роберт Хизрич дает такое определение рассматриваемого понятия: "Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым"1.
Согласно п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность является самостоятельно осуществляемой деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Видами предпринимательской деятельности являются: производственная, коммерческая, финансовая, консультативная (консалтинг).
Основными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности являются:
а) индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
б) юридические лица, на имущество которых учредители имеют обязательственные права;
в) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право;
г) юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют никаких имущественных прав.
Анализ зарубежной практики развития малых и средних форм предпринимательства показывает, что эта сфера является объектом поддержки и регулирования со стороны как государственных органов, так и муниципалитетов. В результате доля малых и средних форм бизнеса в общей численности занятых в настоящее время составляет в Германии - 46%, в Великобритании - 49%, Франции - 54%, Италии - 73%, Японии - 78%, США - 97%; в ведущих западных странах на долю предприятий малого бизнеса приходится 30-60% ВНП, создаваемого в частном секторе экономики1
Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства на территории муниципального образования заключается, прежде всего, в создании условий для решения задач, связанных с экономическим развитием и удовлетворением потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
В целях экономического развития территории муниципального образования органы местного самоуправления должны, прежде всего, создать благоприятный предпринимательский климат, всемерно содействовать развитию предпринимательства. Некоторые муниципалитеты сводят разрозненные мероприятия по поддержке и содействию развития предпринимательства в специальные целевые программы. Так, решением Думы города Нижневартовска от 24 мая 2000 г. утверждена Программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства города Нижневартовска на 2000-2005 годы".
В числе мер, предусмотренных Программой по поддержке производственной и инновационной деятельности малых предприятий:
- льготное кредитование субъектов малого предпринимательства;
- предоставление налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством о налогах и сборах;
- предоставление муниципальных заказов субъектам малого предпринимательства;
- оказание содействия в переподготовке и обучении персонала;
- предоставление субъектам малого предпринимательства аренды недвижимости на льготных условиях и иные меры.
Решением Думы г.Нижневартовска утверждено также "Положение о порядке кредитования проектов субъектов малого предпринимательства из средств бюджета города Нижневартовска".
Согласно Положению приоритетное право на получение инвестиций получают проекты, позволяющие снизить социальную напряженность в городе, способствующие созданию новых рабочих мест; проекты приоритетных видов деятельности, включенных в городскую Программу поддержки и развития предпринимательства. Финансирование проектов осуществляется только после рассмотрения и принятия решения на Координационном совете по поддержке и развитию малого предпринимательства. Доля городских инвестиционных ресурсов в затратах на реализацию проекта не должна превышать 50%.
Вторая группа задач, стоящих перед муниципалитетами в сфере развития предпринимательства, связана, как уже отмечалось ранее, с удовлетворением потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Для предоставления таких услуг муниципалитет либо создает свои муниципальные предприятия и учреждения, либо через механизм формирования и размещения муниципального заказа возлагает обязанности по выполнению услуг на частные предприятия. Собственное участие муниципалитетов в предпринимательской деятельности, как считают некоторые специалисты, должно быть сведено до минимума. "Муниципалитет как орган публичной власти должен заниматься предпринимательством лишь в целях и объеме, которые определяются функциями публичной власти и соответствуют им"1.
Проведенный рядом ученых анализ сложившейся в России ситуации с развитием предпринимательства позволил им сделать вывод о том, что в перспективе усилится роль местных органов власти в регулировании предпринимательской деятельности. "Они должны будут не только и не столько регистрировать и перерегистрировать новые предприятия, сколько осуществлять мониторинг и оказывать регулирующее воздействие…"2.
В целях усиления влияния органов местного самоуправления на развитие предпринимательства особое значение приобретает законодательное расширение полномочий муниципалитетов в этой области, совершенствование всей нормативной базы предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: