Расходы местного бюджета

В зависимости от экономического содержания расходы бюд­жета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюд­жетов обеспечивают повседневное функционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Они на­правлены на оказание поддержки другим бюджетам (бюджетам поселений в составе муниципальных районов). Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную дея­тельность, включающую: расходы, предназначенные для инве­стиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; средства, предоставляемые в качестве бюджетных креди­тов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, созда­нием или увеличением имущества, находящегося в муници­пальной собственности (ст. 67 Бюджетного кодекса РФ). Орга­ны местного самоуправления в одинаковой мере должны быть заинтересованы в насыщении муниципальных образований как ' текущими, так и капитальными расходами. Первые необходи­мы для полноценной каждодневной деятельности, вторые га­рантируют перспективу поступательного развития территории местного самоуправления. К сожалению, между ними сущест­вует заметная диспропорция. Например, статистические дан­ные за 2001 г. свидетельствуют о том, что уровень капитальных расходов муниципальных образований составил по России все­го 11,2%'.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, пре­дусмотренных ст. 69 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, оказываемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; транс­ферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат граждан: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных феде­ральным и региональным законодательством, правовыми акта­ми органов местного самоуправления); ассигнования на реали­зацию муниципальными органами государственных полномо­чий; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные ссу­ды, субвенции, дотации бюджетам других уровней (для муници­пальных районов); ассигнования на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в результате решений, принятых орга­нами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений преду­сматривают средства на оплату труда их работников, перечис­ление страховых взносов, выплату командировочных расходов, оплату товаров, работ и услуг, оказанных бюджетному учрежде­нию на основе заключенного муниципального контракта или без такового. Расходы бюджетных учреждений определены ст. 70 Бюджетного кодекса РФ. Этот перечень является исчер­пывающим.

Бюджетные средства, идущие на закупку товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, осу­ществляются исключительно на основе муниципальных кон­трактов. Муниципальный контракт представляет собой договор между органом местного самоуправления и физическими (юри­дическими) лицами в целях обеспечения муниципальных нужд (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ). Как правило, муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе. Обязательным условием такого контракта является указание о выплате неус­тойки стороной, нарушившей контракт. Еще одно важное усло­вие этой формы расходования бюджетных средств: органы мест­ного самоуправления и бюджетные учреждения обязаны вести реестр закупок, в котором отражаются наименование закупае­мых товаров, наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг, цена и дата закупки.

Трансферты населению — это бюджетные средства, отпущен­ные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных федеральным и региональным законо­дательством, правовыми актами муниципальных органов.

Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, предоставляется ^ на основании договора. Главным условием договорных отношений такого рода служит обязательство заемщика обеспечить исполнение договора по возврату кредита. Другим условием бюджетного кредита являются его возмездность и возвратность. Третье обстоятельство, определяющее характер бюджетного кредита, заключается в проведении предварительной финансо­вой проверки финансового состояния получателя кредита. Очень важно, что обязательной является также проверка целе­вого использования бюджетного кредита. Способами обеспече­ния исполнения обязательств по возврату кредитных средств могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% представляемого кредита.

Бюджетные кредиты муниципальным унитарным предприятиям (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетами муни­ципальных образований. Получатели бюджетного кредита обя­заны вернуть его и уплатить проценты за пользование кредитом в установленные сроки. Они же обязаны направлять информа­цию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы (счетные, реви­зионные палаты).

Предоставление субсидий и субвенций из местных бюдже­тов допускается в случаях предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, федеральными и ре­гиональными законами, решениями местных представительных органов (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся муниципальными унитарными предприятиями, влекут возник­новение права муниципальной собственности на эквивалент­ную часть уставного (складочного) капитала и оформляется уча­стием муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц. Инвестиции такого рода включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооруже­ний, а также при наличии проекта договора между органом ме­стного самоуправления и юридическим лицом.

Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государст­венной власти, должны определять источники и порядок фи­нансирования новых видов расходов, в том числе в случае не­обходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.

Таковы основные формы расходования средств местных бюджетов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает также функ­циональные виды расходов, финансируемые исключительно из бюджетов муниципальных образований (ст. 87). Они в основ­ном соответствуют вопросам местного значения (содержание муниципальных органов, проведение муниципальных выборов и референдумов, обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения).

Направленность расходов местных бюджетов является ти­пичной для многих государств. Это финансирование экономи­ческой и социальной инфраструктуры, выплаты процентов по кредитам и займам. В Германии особое место занимают расходы на регулирование размещения производительных сил и приро­доохранные мероприятия, доля которых в общей массе расход­ных обязательств неуклонно растет. Органы местного управле­ния во Франции отдают предпочтение предоставлению помощи на экономическое развитие. Основными получателями бюджет­ных средств выступают: промышленность и торговля — 55; жи­лищный сектор — 14,2; сельское хозяйство — 10,7; строительст­во — 7,9; туризм — 5,6%'. Большую нагрузку в решении-соци­альных вопросов несут местные органы власти в США2.

В расходной части местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов местного самоуправления. Создание резервных фондов представитель­ных органов не допускается. Средства резервных фондов расхо­дуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвы­чайных ситуаций. Орган исполнительной власти местного самоуправления ежеквартально информирует представительный орган о расходовании средств резервного фонда.

В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значитель­ное снижение поступлений от доходных источников, представи­тельный орган власти по предложению местной администрации принимает решение о секвестрировании расходов. Секвестр сле­дует рассматривать как пропорциональное снижение расходов по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. При этом секвестру не подлежат защи­щенные статьи расходов (оплата труда; начисления на оплату труда; стипендии; выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); приобретение продуктов пита­ния, медикаментов и перевязочных средств), перечень которых определяется представительным органом местного самоуправле­ния при утверждении бюджета муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: