Существует четыре этапа бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования. По законодательству прошлых лет они имели привязку к определенным отрезкам календарного года (например, на составление проекта бюджета отводились июль—август текущего года, октябрь—декабрь рассматривались как месяцы, в течение которых бюджет должен быть рассмотрен и утвержден). Бюджетный кодекс РФ отошел от такой периодизации, поскольку в муниципальной практике она редко выдерживалась.
Составление проектов бюджетов — начальный этап бюджетного процесса, которому предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований, а также подготовка сводных финансовых балансов. Оба документа служат основой для работы по составлению проекта местного бюджета. Кроме этого необходимы иные сведения:
о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней;
|
|
предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов иных уровней; видах и объемах расходов, передаваемых из бюджетов других уровней (ст. 172 Бюджетного кодекса РФ). В основу проекта бюджета муниципального образования должен быть положен также план развития муниципального сектора экономики. Он включает в себя: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий; программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность; сведения о штатной численности муниципальных служащих.
Итак, составление бюджета муниципального образования основывается на прогнозе экономического и социального развития территории; прогнозе сводного финансового баланса по территории местного самоуправления; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год. В расчет принимаются Бюджетные послания Президента РФ и главы субъекта Федерации.
Составление проектов местных бюджетов — исключительная прерогатива исполнительных органов местного самоуправления (ст. 171 Бюджетного кодекса РФ). Непосредственное составление проектов бюджетов находится в руках финансовых органов муниципального образования (финансово-бюджетных управлений и отделов). Решение о начале работы по составлению бюджетного проекта принимает глава муниципального образования (глава местной администрации). По его поручению финансово-бюджетное управление (отдел) разрабатывает методические указания по составлению проекта бюджета и доводит их до сведения всех подразделений местной администрации.
|
|
Структурные подразделения администрации передают финансовым органам сметы, проекты программ, расчетные показатели доходов и расходов местного бюджета по своей отрасли. На их основе администрация определяет контрольные цифры бюджета муниципального образования, которые направляются в исполнительный орган субъекта Федерации.
На этом же этапе происходит согласование нормативов отчислений от регулирующих доходов, направляемых в местные бюджеты. Разногласия по этому поводу рассматриваются администрациями муниципальных образований с участием депутатов представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования направляет проект бюджета в местную думу. Бюджет муниципального образования как важнейший финансово-юридический документ содержит унифицированный состав показателей, свойственный всем уровням бюджетной системы. Он включает в себя помимо общего объема доходов и расходов бюджета сведения о дефиците бюджета прогнозируемые доходы по группам, статьям классификации доходов бюджета; нормативы отчислений от регулирующих доходных источников; расходы бюджета по бюджетной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевого муниципального фонда; объемы финансовой помощи из других уровней бюджетной системы (дотации, субсидии, субвенции); перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из местного бюджета.
В проекте решения о бюджете должны быть определены: источники финансирования бюджетного дефицита; верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; размер и структура муниципального долга, объем и структура расходов на его обслуживание; предельный объем предоставляемых муниципальных гарантий, субсидий и субвенций; перечень муниципальных гарантий; цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов (ст. 181 Бюджетного кодекса РФ). Благодаря подобной унификации бюджетных параметров обеспечивается единство бюджетной сферы Российской Федерации, частью которой являются местные бюджеты. Кроме того, это дополнительный пример включенности муниципального компонента в устройство государственного механизма.
Рассмотрение проекта местного бюджета — вторая стадия бюджетного процесса, имеющая свои особенности. Бюджетное законодательство исходит из того, что порядок рассмотрения бюджета муниципального образования определяется правовыми актами местного самоуправления. Следовательно, с точки зрения принадлежности правового регулирования, первая стадия — составление проекта бюджета — имеет в максимальной степени федеральную привязку. Напротив, рассмотрение проекта бюджета — прерогатива муниципального образования'.
Направленный главой муниципального образования проект бюджета передается председателем думы в профильные депутатские комиссии. Аккумулирует всю работу по рассмотрению проекта депутатская комиссия по бюджету. Она же собирает предложения депутатов, систематизирует поправки, рассматривает их на своем заседании, готовит заключение на проект решения о бюджете.
Глава муниципального образования или его представитель выступает с докладом на заседании представительного органа. По результатам рассмотрения проекта принимается одно из следующих решений: «принять проект бюджета в первом чтении»; «отклонить проект бюджета» с направлением его на доработку руководителю муниципального образования. Доработанный проект решения о бюджете вновь рассматривается постоянными депутатскими комиссиями. Итоговое заключение по проекту решения готовит комиссия думы по бюджету.
|
|
Проект бюджета, принятый в первом чтении, анализируется счетной палатой (иным органом, осуществляющим финансовый контроль). Им же готовится заключение на проект бюджета во втором чтении. Поправки профильных комиссий местного представительного органа, отдельных депутатов должны сопровождаться соответствующими заключениями профильных комиссий. На основании заключений счетной палаты (иного органа финансового контроля), депутатских комиссий бюджетная комиссия думы систематизирует поправки, рассматривает их на своем заседании, выносит итоговое заключение по проекту бюджета во втором чтении.
Утверждение бюджета муниципального образования происходит в двух чтениях. Предметом первого чтения служат утверждаемые представительным органом местного самоуправления доходы бюджета в целом и по группам, статьям классификации доходов бюджетной системы Российской Федерации; общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год; дефицит (профицит) бюджета. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждаются расходы бюджета по разделам, статьям и видам расходов; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств; другие показатели, установленные бюджетным законодательством. Решение об утверждении бюджета принимается большинством голосов депутатов.
Исполнение местного бюджета. Бюджетный кодекс РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов. Муниципальные образования в последние годы последовательно переходят на казначейское исполнение бюджетов, создавая в своих финансовых органах подразделения казначейского исполнения бюджета. Данный принцип предполагает отмену расчетных счетов распорядителей бюджетных средств (отделов и управлений местных администраций) и открытие лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств. Лицевые счета открываются в финансово-бюджетных управлениях (отделах) местных администраций. Распорядители средств бюджета теперь не самостоятельны в их распоряжении. Они направляют свои заявки с обоснованием передачи денежных средств получателям бюджетных сумм в подразделения казначейского исполнения бюджета, которые дают разрешение на их использование. Более того, органы казначейского исполнения бюджета являются кассирами всех получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от их имени и по их поручению (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, в руках подразделения казначейского исполнения бюджета сосредоточены организационно-распорядительные, технические и контрольные функции по расходованию средств бюджета муниципального образования.
|
|
Исполнение бюджета осуществляется администрациями на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств (главой муниципального образования, управлениями и комитетами местной администрации) по получателям бюджетных средств. Бюджет исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на счете бюджета муниципального образования.
Если в процессе исполнения местного бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному (по сравнению с утвержденным бюджетом) финансированию расходов не более чем на 10%, глава муниципального образования (глава администрации) вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой такой режим вводится, а также размеры сокращения расходов бюджета (не более 10% от общего объема расходов).
Бюджетное законодательство предусматривает возможность снижения уровня расходных обязательств более чем на 10%. В этом случае глава муниципального образования должен обратиться в представительный орган с проектом решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете муниципального образования.
Такие решения в муниципальной практике довольно распространены. Вместе с тем существуют статьи расходов, которые не подлежат сокращению ни под каким предлогом, — защищенные статьи бюджета. К ним отнесены: оплата труда; начисления на оплату труда; выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); стипендии; приобретение продуктов питания, медикаментов и перевязочных
средств.
По решению руководителя местного финансового органа, расходы бюджета могут быть заблокированы. Под блокировкой расходов понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств либо полный отказ от них. Расходы блокируются при невыполнении условий предоставления бюджетных ассигнований либо при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Решение об отмене блокировки расходов принимается руководителем финансового органа.
В ходе исполнения бюджета муниципальное образование может по факту получить доходы, превышающие-запланированные. В такой ситуации они направляются финансовыми органами на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства муниципального образования. Полученные сверхпланируемых, доходы могут быть переданы и на другие цели. Но тогда финансовый орган ходатайствует перед думой о внесении изменений в бюджет муниципального образования. Аналогичная процедура запускается и в случае, если полученные доходы превышают утвержденные более чем на 10%.
Отчет об исполнении бюджета готовит местная администрация. Утверждение отчета об исполнении бюджета — прерогатива представительного органа муниципального образования. Годовой отчет об исполнении бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание подлежат официальному опубликованию (ч. 6 ст. 52 Закона 2003 г.). Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета муниципального образования на отчетный год. Он представляется в форме проекта решения местного представительного органа. Информация об исполнении бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года представляется в думу главой муниципального образования (главой администрации) для сведения.
Муниципальные органы осуществляют финансовый контроль. В ведении представительного органа находится предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Контроль думы предусматривает: получение от администрации, финансового органа необходимых сопроводительных материалов при рассмотрении проекта и утверждении бюджета; получение от администрации информации об исполнении бюджета; утверждение либо неутверждение отчета об исполнении бюджета; создание собственного контрольного органа (счетной палаты) для проведения внешнего аудита бюджета; вынесение оценки деятельности органа, исполняющего бюджет муниципального образования. Местные администрации, финансовые органы, исполняющие бюджет, обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления представительным органом контроля в пределах его компетенции по бюджетным вопросам.