Местная администрация

Исполнительные органы местного самоуправления являются неотъ­емлемым элементом системы органов местного самоуправления и мест­ного самоуправления вообще.

На протяжении всей истории функционирования местного само­управления исполнительные органы занимали в системе местного само­управления одно из ведущих мест среди других органов. Уже в 45 г. до нашей эры в Древнем Риме в соответствии с законом о муниципальном (местном) управлении роль исполнительного органа выполняла местная магистратура. История становления и развития местного самоуправле­ния на территории нашей страны также свидетельствует, что ни один пе­риод в развитии местного самоуправления не обходился без присутствия исполнительных органов.

Наличие исполнительных органов местного самоуправления в пери­од проведения реформ в любом государстве приобретает важнейшее зна­чение. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распо­рядительного характера, состоящие в действиях по выполнению законов государства и решений представительных органов местного самоуправ­ления. В системе местного самоуправления, равно как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их ис­полнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых ре­шений. Сильным будет это звено — успех обеспечен, слабым — в цепи обра­зуется разрыв, который приведет к кризису власти. Это нанесет удар не только по местному самоуправлению, но и по государственному ме­ханизму в целом. Поэтому одна из ключевых задач местного самоуправ­ления — формирование исполнительных органов. Основы организации и деятельности исполнительных органов мест­ного самоуправления определены Конституцией Российской Федера­ции, Указами Президента Российской Федерации, конституциями, уста­вами, законами, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Конституция не может включить все детали, ка­сающиеся тех или иных институтов власти. Она закрепляет основные нормы-принципы, которые впоследствии находят свое развитие в зако­нах и других нормативных правовых актах. Конституция Российской Федерации обозначает наличие органов ме­стного самоуправления как таковых в ряде статей. При этом наряду с вы­борными органами местного самоуправления в ч. 2 ст. 130 Конституция называет другие органы местного самоуправления, то есть перечень орга­нов местного самоуправления носит открытый характер. Это означает, что в законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации мо­гут быть предусмотрены, кроме выборных органов, другие органы, в том числе и исполнительные. Законодательная практика свидетельствует, что большинство субъектов Российской Федерации более практично подошли к этой проблеме. Если в специальных федеральных законах, регулирую­щих отношения в системе местного самоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местного самоуправления, то в норма­тивных актах субъектов Российской Федерации они не только обознача­ются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций. Положения об исполнительных органах местного самоуправления содер­жатся, как правило, в конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, в законах субъектов Россий­ской Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, о местном референдуме. Более детально статус и структура исполнительных органов опреде­лен в уставах муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления в основном на­званы администрацией. Исполнительные органы местного самоуправления состоят их главы муниципального образования или главы администрации и возглавляе­мой ими администрации. Главы муниципальных образований, главы администраций в соответ­ствии с действующим законодательством о местном самоуправлении ли­бо избираются на выборах путем прямого тайного голосования, либо из­бираются из числа депутатов соответствующим представительным органом местного самоуправления. Главы администраций могут быть наняты по контракту. После избрания или назначения глава исполнительного органа форми­рует исполнительный орган. В основном, законы о местном самоуправле­нии субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образова­ний наделяют главу администрации (главу муниципального образования) правом самостоятельно решать вопрос о формировании местной админи­страции или по согласованию с представительным органом местного са­моуправления. В законах ряда субъектов Российской Федерации о мест­ном самоуправлении имеются особенности в решении данного вопроса.

Исполнительные органы осуществляют свою деятельность на прин­ципах или коллегиальности, или единоначалия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: