Принципы муниципального права

Принципы местного самоуправления - это, обусловленные природой местного самоуправлении, коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности местного сообщества, населения соответствующих городских и сельских поселений, формируемых им муниципальных органов, осуществляющих под свою ответственность управление местными делами.

В основе организации и функционирования местною самоуправления в РФ лежат следующие принципы: неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина на любой муниципальной территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления; выборность муниципальных органов и главы муниципального образования, а также избрание непосредственно населением на ключевые посты других муниципальных должностных лиц (например, руководителя Муниципальной милиции, руководителя муниципальной, налоговой службы, главного санитарного врача муниципального образования и других); полновластие органов местного самоуправления в пределах установленной для них законом компетенции; подконтрольность и подотчетность всех сторон деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления населению соответствующего муниципального образования; законность в организации и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления. Суть этого принципа применительно к местному самоуправлению состоит в том, что, во-первых, создание муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления должны носить легитимный, то есть предусмотренный законом, характер; во-вторых, компетенция органов местного самоуправления не может определяться или изменяться иначе как на основании закона; в-третьих, законность здесь означает также то, муниципальные органы должны обладать в пределах своих полномочий самостоятельностью и определенной независимостью на территории муниципального образования от каких-либо волевых, не предусмотренных законом, влияний, давлений, командований. В то же время органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке; подконтрольность представительным органам местного самоуправления деятельности всех других муниципальных органов, их подразделений, должностных лиц местного самоуправления;

приоритет правовых актов представительных органов местного самоуправления (принятых, безусловно, в рамках их компетенции) над актами всех других муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования; экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления; соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления установленным законом для него полномочиям; учет в деятельности органов местного самоуправления не только интересов местного населения, но также общефедеральных и региональных интересов на территории соответствующего муниципального образования; принцип государственной поддержки местного самоуправления; конструктивное сотрудничество и взаимодействие муниципальных органов, должностных лиц местного самоуправления с политическими партиями, общественными организациями и движениями, действующими на территории соответствующего муниципального образования.

Конституция РФ закрепила следующие принципы местного самоуправления:

1. Экономической самостоятельности, оз­начающей:

а) равноправие муниципальной собствен­ности среди других форм собственности; б) самостоятельное владение, пользова­ние и распоряжение муниципальной собст­венностью; в) самостоятельное утверждение и испол­нение местных бюджетов; г) самостоятельное установление местных налогов и сборов; д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его ком­петенции.

2. Организационно-правовой направлен­ности, означающей:

а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местно­го самоуправления; в) многообразие форм осуществления ме­стного самоуправления; г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования; д) законность в организации и деятельности местного самоуправления; е) гласность в системе местного самоуправления; ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления; з) гарантии местного самоуправления; и) ответственность в системе местного самоуправления; к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; л) взаимодействие местного самоуправления с государством.

17.Крестьянское и земское самоуправление в середине XIX века. Правовые и организационные основы. В связи с отменой крепостного права возникла необходимость создания особых органов местного управления.1/01/1864 принято положение о земских учреждениях и сразу велось в 33 губерниях 1865-1876 земские учреждения в водятся в 34 губ. И в области войска донского но там в 1882 отменены по требованию казачества. Эта реформа должна была улучшить хозяйств-е управление и удовлетворить запросы на самоуправление витавшие в обществе. земскские учреждения делились на губернские и уездные; распорядительными органами (и там и там) являлись Земские. собрания, исполнительными - Земские. Управы. Членам уездных З. собраний были земские гласные они делились на 3 группы дворянскую не дворянскую (выбирались на избирательных собраниях по опред цензу) и крестьян-ю (на волостных сходах без ценза).Кроме гласных входили предст-ли казенных и духовных ведомств, городские головы. В состав Губернских З. собраний входят некоторые гласные из Уездных З. собраний и уездные предводители дворянства, представители губернских казенных ведомств. Земские. Управы, как исполнительные учреждения, состоят из членов, избираемых Земскими. собраниями. Решали вопросы местного благосостояния, в хозяйственном отношении, земские повинности, дорожная часть, здоровье и образовании, развитии земледелия, торговли, промышленности, пожарной, санитарной части. НО Земская контрреформа 1890 пересмотрела положения Земской реформы 1864 стеснив права земств, усилив контроль администрации. Главным органом сельского самоупр. Был Сход. Решались дела связанные основном с общественным землевладением и благоустройством.: 1)дела первой категории: принятие новых членов, переделы земель, раздел на подворные участки, дорожный вопрос, 2)второй категории: Исключение порочных членов, опека малолетних, сирот стариков, обучение грамоте, поддержание церкви, охрана деревень, истребление саранчи хищников. А также Выбор должностных лиц, установление сборов на мирские расходы. Сельский староста исполнительно распорядительный орган, созывал сходы председательствовал на них. Мог налагать штраф. На лицо разделение полномочий (представительного органа) схода и (исполнительного органа) старосты, у (схода больше полномочий). т.е. при разработке постановления о крестьянах использов-ся системный подход к развитию самоупр-я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: