Задачи изучения дисциплины.
Сформировать представление о сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, базисных ценностях культуры. Студент должен знать основные категории теории культуры, типологии культур.
Учебный курс нацелен на формирование знаний и представлений об основных культурно-исторических центрах и регионах мира, закономерностях их развития; а также об истории культуры России, ее месте в системе мировой культуры, о специфике культуры родного края /Урала, региональных культурно-исторических достопримечательностях.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2________ зачетных единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Контрольные работы (реферат, эссе и др.) | к.р. | ||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Контроль самостоятельнойработы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | ||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||
Содержание дисциплины
|
|
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение в теорию культуры. | Тема 1. Определение понятия "культура". Место культурологии среди других гуманитарных и социальных дисциплин: истории, философии, психологии, социологии, антропологии. Многообразие определений культуры и подходы к ним. Символический характер культуры. Функции культуры. Культурная динамика. Тема 2. Системные характеристики культуры. Структура культуры: материальная и духовная культура, основные элементы духовной культуры, их специфика и взаимодействие. Элитарная и массовая; мировая, этническая, национальная культуры. Тема 3. Школы, направления и теории в культурологии. Тема 4. Культура и цивилизация Тема 5. Религия как социально-культурное явление Тема 6. Мораль в системе культуры. Культурные ценности и нормы. Тема 7. Социально-культурные характеристики науки и техники. Развитие техники и культура. |
2. | История культуры. | Тема 8. Сравнительный анализ социокультурных типов Востока и Запада Тема 9. Мировая культура. Тема 10. История культуры России. Тема 11. Культурный облик уральского края. Тема 12. Охрана и использование культурного наследия. |
3. | Культура и современность. | Тема 13. Культура и общество. Тема 14. Социализация. Инкультурация. Доминирующая культура. Тема 15. Субкультура. Контркультура. "Органичность" культуры. Тема 16. Антропологическое измерение культуры. Тема 17. Культура и глобальные проблемы современности. |
Обеспечение дисциплины:
|
|
а) основная литература
- Гуревич П.С. Культурология: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М: Гардарики, 2002. – 280 с.
- Багдановская Н.М. Основы культурологи: Учебное пособие. – М: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 288 с.
- Фортунатова В.А. Культурология: Учеб.пособие. – М.:Высш. школа., 2003. – 303 с.
- Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И. История американской культуры. Учебник для вузов. – М.: Человек, 2010. – 432 с., илл.
б) дополнительная литература
1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007, М.: Трикста, 2007. – 494 с.
2. Культурология: Учебное пособие для аузов / В.М. Дианова [и др.] - М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
3. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов / ред. А.П. Маркова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. -574 с.
Условия и критерии выставления зачета:
От студентов требуется посещение установочных лекций, написание контрольной работы, выполнение практических заданий преподавателя.
Балльная структура зачета:
Посещение установочных лекций – 5 баллов
Выполнение практических заданий – 7 баллов
Контрольная работа (письменно) – 45 баллов
Ответ на зачете – 15 баллов
Всего –72 балла (2 кредита).