VI век до н.э.—V век н.э

Философия возникла одновременно в 3-х центрах в VI веке до н.э.: Греция, Индия, Китай. Уже первые философы искали первооснову мира (субстанцию).

В Греции в качестве первоосновы выделяли, как правило, одно вещество: Фалес –вода; Анаксимандр —апейрон; Анаксимен -воздух.

В Индии в качестве первоосновы выделяют 4 первовещества: земля, вода, огонь, воздух.

В Китае - 5 первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл, земля.

В первые века существования философия не знает противопоставления материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Чаще всего господствовал стихийный материализм. Первым наиболее известным диалектиком античности был Гераклит: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». С точки зрения Гераклита, мир никем и ничем не создан (идея атеизма), это огонь, закономерно возгорающийся и угасающий. Жизнь и смерть – две стороны одного и того же явления. Уже ученики Гераклита не воспринимают полностью его учения. Кратил начинает изучать только момент неустойчивости: «В одну и ту же реку нельзя войти и один раз». Зенон сконцентрировал внимание на моменте устойчивости, он противопоставил неустойчивому миру чувств неподвижность бытия. Так был сделан шаг к метафизике.

В IV веке до н.э. Левкипп и Демокрит начинают разрабатывать теорию познания. Они выделяют 2 первоосновы: атом (неделимый) и вакуум (пустота). Атомы двигаются в вакууме, соединяясь и распадаясь. Для них нехарактерен цвет, вкус, запах и т.д. Следовательно, у любого объекта и явления есть первичные и вторичные качества. С помощью чувств мы получаем «темное» знание, т.е. знание о вторичных качествах, с помощью разума— «светлые», то есть о первичных качествах. Процесс познания начинается с чувственного, но затем отделить его от рационального крайне сложно.

За первые века существования философия накопила большой объем знаний, которые нужно было классифицировать. Эту задачу выполнил Аристотель, разделив все науки на три больших класса:

1. Теоретические (познание ведется ради него самого);

2. Практические (дают руководящие идеи для поведения и/или деятельности человека);

3. Творческие (познание ради достижения величайшего или прекраснейшего).

ВЫВОД: Античная философия складывается на зачатках знаний. Собственно философские проблемы и науки о природе не отделены. Способы экспериментальной проверки знаний практически отсутствуют, поэтому существует множество гипотез. Уровень теоретической разработки гипотез настолько высок, что античная философия является школой мышления для последующих поколений. Миф еще играет роль образного средства выражения мыслей. В период античности философия является «наукой наук».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: