Тема: «Анализ и разрешение семейных конфликтов»
Цели: 1. Углубить знания о семейных конфликтах;
2. Сформировать умения анализировать, разрешать семейные конфликты и осуществлять их профилактику.
Время: 2 часа + 4 часа СРС.
Тип: интерактивный семинар.
Дидактическое обеспечение:
* Картография конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус;
* Схема ресурсного анализа конфликта;
* Комплексная картография конфликта (по В.Н. Ковалеву);
* Конфликтные ситуации (см. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006).
Теоретический базис
Своеобразие, типология семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Принципы психологического консультирования при разрешении семейных конфликтов. Супружеские конфликты. Конфликты между родителями и детьми. Методы анализа и решения семейных конфликтов. Метод «Расстановка по Хеленгеру». Роль тренингов и психодрам в разрешении семейных конфликтов.
Задания на самоподготовку:
1. Ознакомиться с научной и учебной литературе по семейной конфликтологии [1, С. 329 – 340; 2, С. 145 – 152; 6, С. 282 – 299; 4] и законспектировать типичные межличностные конфликты у супругов.
2. Законспектировать психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей [1, С. 334 - 336] и классификацию семейных конфликтов
[7, С.285 - 286].
4. Составить таблицу кризисных периодов семейной жизни и связанных с ними супружескими конфликтами [2, С. 145 - 152] по форме:
Кризисный период (чем обусловлен) | Супружеские конфликты (тип и характеристика) |
5. На основе анализа научной и учебно-методической литературы [1,2,4,7], предложить комплекс мероприятий по профилактике семейных конфликтов (между родителями и детьми или супружеских – на выбор).
6. Ознакомиться с содержанием конфликтных ситуаций в сборнике конфликтных ситуаций (составители В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина) [4]. Самостоятельно проанализируйте и решите (устно) десять конфликтных ситуаций (№1.1 «Сапожники без сапог», № 1.2 «Гнусный отчим», № 1.5 «Трудный диалог», № 1.7 «Отчуждение», № 1.10. «Бабушка-мама», №1.11 «Пикантная ситуация», № 1.13 «Застрял», №1.17 «Официант», № 1.19 «Сектант», №1.24 «Анатолий и Виолетта»). Подготовьтесь для защиты ваших решений.
7. Опишите одну - две конфликтные ситуации между супругами, между детьми или между родителями и детьми (объем не более двух страниц).
8. Выполнить реферат по заданной теме (см. приложение С4). Объем 10 -15 страниц машинописного текста. Возможен как машинописный так и электронный (на магнитных носителях) вариант представления реферата.
Примечание: номер темы реферата должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 1999, С. 327 – 340.
2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М., 2006, С. 145 - 152
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2000, С. 88 - 101.
4. Дружинин В.В. Супружеские конфликты. М., 1990. – 320 с.
5. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 72 с.
6. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб, 1999, С. 282 – 299..
7. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. К., 2003, С.283 – 305.
Дополнительная:
1. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов – на -Дону, 1998.
2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. Ярославль, 2001.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
4. Русынка И.И. Конфликтология. Психотехнологии предупреждения и управления конфликтами. К., 2007.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Каковы наиболее типичные супружеские конфликты? Каковы причины и факторы их возникновения?
2. Какие виды конфликтных семей и конфликтного поведения супругов существуют?
3. Какие существуют способы предупреждения и разрешения супружеских конфликтов?
4. Как можно охарактеризовать конфликты между родителями и детьми?
5. Каковы основные направления профилактики и разрешения детско-родительских конфликтов?
6. Какова социальная детерминация конфликтов между детьми и родителями в период возрастных кризисов?
7. В чем суть гендерной детерминанты в супружеских конфликтах?
8. Назовите основные конфликтогены в молодой семье, построенной на гражданском браке.
9. Каковы факторы супружеской несовместимости?
Ход семинарского занятия
1. Вступительное слово преподавателя об особенностях и последствиях семейных конфликтов.
2. Фронтальный опрос студентов (см. вопросы для самоконтроля знаний) -10 – 15 минут.
3. Выступления студентов с информационными сообщениями по темам рефератов (см приложение А).
4. Работа творческими группами по 3-4 человека (организация работы по аналогу предыдущего семинарского занятия).
Подведение итогов семинарского занятия.
Темы реферативных сообщений
1. Объективные и субъективные детерминанты супружеских конфликтов.
2. Детерминация детско-родительских конфликтов.
3. Ценностные семейные конфликты.
4. Эмоциональные семейные конфликты.
5. Позиционные семейные конфликты.
6. Супружеские конфликты на сексуальной почве.
7. Профилактика детско-родительских конфликтов.
8. Профилактика супружеских конфликтов.
9. Гендерные стереотипы как фактор семейного конфликта.
10. Своеобразие супружеских конфликтов.