Семинарское занятие № 5

Тема: «Анализ и разрешение семейных конфликтов»

Цели: 1. Углубить знания о семейных конфликтах;

2. Сформировать умения анализировать, разрешать семейные конфликты и осуществлять их профилактику.

Время: 2 часа + 4 часа СРС.

Тип: интерактивный семинар.

Дидактическое обеспечение:

* Картография конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус;

* Схема ресурсного анализа конфликта;

* Комплексная картография конфликта (по В.Н. Ковалеву);

* Конфликтные ситуации (см. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006).

Теоретический базис

Своеобразие, типология семейных конфликтов. Причины семейных конфликтов. Принципы психологического консультирования при разрешении семейных конфликтов. Супружеские конфликты. Конфликты между родителями и детьми. Методы анализа и решения семейных конфликтов. Метод «Расстановка по Хеленгеру». Роль тренингов и психодрам в разрешении семейных конфликтов.

Задания на самоподготовку:

1. Ознакомиться с научной и учебной литературе по семейной конфликтологии [1, С. 329 – 340; 2, С. 145 – 152; 6, С. 282 – 299; 4] и законспектировать типичные межличностные конфликты у супругов.

2. Законспектировать психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей [1, С. 334 - 336] и классификацию семейных конфликтов

[7, С.285 - 286].

4. Составить таблицу кризисных периодов семейной жизни и связанных с ними супружескими конфликтами [2, С. 145 - 152] по форме:

Кризисный период (чем обусловлен) Супружеские конфликты (тип и характеристика)
   

5. На основе анализа научной и учебно-методической литературы [1,2,4,7], предложить комплекс мероприятий по профилактике семейных конфликтов (между родителями и детьми или супружеских – на выбор).

6. Ознакомиться с содержанием конфликтных ситуаций в сборнике конфликтных ситуаций (составители В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина) [4]. Самостоятельно проанализируйте и решите (устно) десять конфликтных ситуаций (№1.1 «Сапожники без сапог», № 1.2 «Гнусный отчим», № 1.5 «Трудный диалог», № 1.7 «Отчуждение», № 1.10. «Бабушка-мама», №1.11 «Пикантная ситуация», № 1.13 «Застрял», №1.17 «Официант», № 1.19 «Сектант», №1.24 «Анатолий и Виолетта»). Подготовьтесь для защиты ваших решений.

7. Опишите одну - две конфликтные ситуации между супругами, между детьми или между родителями и детьми (объем не более двух страниц).

8. Выполнить реферат по заданной теме (см. приложение С4). Объем 10 -15 страниц машинописного текста. Возможен как машинописный так и электронный (на магнитных носителях) вариант представления реферата.

Примечание: номер темы реферата должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 1999, С. 327 – 340.

2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М., 2006, С. 145 - 152

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2000, С. 88 - 101.

4. Дружинин В.В. Супружеские конфликты. М., 1990. – 320 с.

5. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. - Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 72 с.

6. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб, 1999, С. 282 – 299..

7. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. К., 2003, С.283 – 305.

Дополнительная:

1. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов – на -Дону, 1998.

2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. Ярославль, 2001.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

4. Русынка И.И. Конфликтология. Психотехнологии предупреждения и управления конфликтами. К., 2007.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Каковы наиболее типичные супружеские конфликты? Каковы причины и факторы их возникновения?

2. Какие виды конфликтных семей и конфликтного поведения супругов существуют?

3. Какие существуют способы предупреждения и разрешения супружеских конфликтов?

4. Как можно охарактеризовать конфликты между родителями и детьми?

5. Каковы основные направления профилактики и разрешения детско-родительских конфликтов?

6. Какова социальная детерминация конфликтов между детьми и родителями в период возрастных кризисов?

7. В чем суть гендерной детерминанты в супружеских конфликтах?

8. Назовите основные конфликтогены в молодой семье, построенной на гражданском браке.

9. Каковы факторы супружеской несовместимости?

Ход семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя об особенностях и последствиях семейных конфликтов.

2. Фронтальный опрос студентов (см. вопросы для самоконтроля знаний) -10 – 15 минут.

3. Выступления студентов с информационными сообщениями по темам рефератов (см приложение А).

4. Работа творческими группами по 3-4 человека (организация работы по аналогу предыдущего семинарского занятия).

Подведение итогов семинарского занятия.

Темы реферативных сообщений

1. Объективные и субъективные детерминанты супружеских конфликтов.

2. Детерминация детско-родительских конфликтов.

3. Ценностные семейные конфликты.

4. Эмоциональные семейные конфликты.

5. Позиционные семейные конфликты.

6. Супружеские конфликты на сексуальной почве.

7. Профилактика детско-родительских конфликтов.

8. Профилактика супружеских конфликтов.

9. Гендерные стереотипы как фактор семейного конфликта.

10. Своеобразие супружеских конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: