Семинарское занятие № 6

Тема: «Профилактика и разрешение педагогических конфликтов и конфликтов возникающих между учащимися школы»

Цели:

1. Расширить знания о конфликтах, возникающих в учебно-воспитательном процессе школы;

2. Сформировать умения анализировать, разрешать педагогические конфликты и осуществлять их профилактику.

Время: 2 часа + 4 часа СУРС

Тип: интерактивный семинар.

Дидактическое обеспечение:

* Схемы анализа педагогического конфликта М.М. Рыбаковой;

* Схема развития нормативной педагогической ситуации (НПС);

* Схема конфликтогенной педагогической ситуации (КГПС);

* Функции конфликта;

* Конфликтные ситуации (см. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006).

Теоретический базис

Педагогические конфликты и конфликты, возникающие в педагогическом процессе: сущность, особенности, типичные причины. Профилактика конфликтов: психолого-педагогические студии, тренинги, ролевые и деловые игры, социодрамы и психодрамы, другие методы. Конфликтологическая компетентность педагогов, школьников, родителей.

Задания на самоподготовку:

1. Ознакомиться со структурой и своеобразием педагогических конфликтов [2, С. 157 – 161;5, С.6 – 23; ], описать их характерные черты в рабочей тетради.

2. Законспектировать объективные, субъективные причины и стадии педагогических конфликтов [6, С. 39- 43],

3. Законспектировать схемы анализа педагогических конфликтных ситуаций [5, С. 105 - 107] и прокомментировать их.

4. Составить свод правил и рекомендаций для учителя по разрешению конфликтов между учащимися [2, С. 160 - 161].

5. Законспектировать особенности конфликтов, возникающих в педагогических коллективах между учителями [2, С. 159 - 160].

6. На основе анализа научной и учебно-методической литературы [2,3, 7,8 ], предложить комплекс мероприятий по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе.

7. Ознакомиться с содержанием педагогических ситуаций в сборнике конфликтных ситуаций (составители В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина) [4]. Самостоятельно проанализируйте и решите (устно) десять конфликтных педагогических ситуаций (№2.1 «Лгунья», №2.3 «Бомба в футляре», №2.11 «Снежок», №2.16 «Опасные шалости», №2.15 «Разоблачение», № 2.28 «Всезнайка», №2.49 «Бедная Лиза», №2.51 «Через окно к свободе», №2.59 «Енерал», №3.4. «Без вины виноватые»). Подготовьтесь для защиты ваших решений.

8. Опишите одну - две конфликтные ситуации из школьной жизни, свидетелем которых вам пришлось быть (объем не более двух страниц).

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 1999, С. 280 – 299.

2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М., 2006. -214 с.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М., 1995. – 183 с.

4. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 72 с.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение. 1991. – 128 с.

6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М..2002. - 144 с.

7. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М.. 1987. – 224 с.

8. Щуркова Н.Е., Лукашенок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998. – 256 с.

Дополнительная:

1. Беззубко Л.В., Зюнькин А.Г., Калина А.В. Управление трудовыми конфликтами. К., 2004.

2. Гришина Н. Психология конфликта. СПб, 2004.

3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов на -Дону, 1998.

4. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 1999.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

6. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб, 1999.

7. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2001.

8. Русынка И.И. Конфликтология. Психотехнологии предупреждения и управления конфликтами. К., 2007.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие межличностные конфликты характерны для школы?

2. В чем суть конфликтов отношений?

3. В чем выражаются конфликты деятельности?

4. Каковы особенности педагогического конфликта?

5. Какова стратегия предупреждения конфликтного поведения школьников?

6. Что такое инновационные межличностные конфликты?

7. Какие существуют способы разрешения педагогических конфликтов?

8. Каковы условия успешного регулирования педагогических конфликтов?

9. Перечислите основные мероприятия по профилактике внутригрупповых конфликтов в школьных ученических коллективах.

10. Каковы основные объективные причины возникновения конфликтов в учебно-воспитательном процессе школы?

11. Назовите наиболее типичные субъективные причины педагогических конфликтов.

Ход семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя о своеобразии и последствиях педагогических конфликтов.

2. Фронтальный опрос студентов (см. вопросы для самоконтроля знаний) -10 минут.

3. Работа творческими группами по 3-4 человека (мозговой штурм):

А) Каждой группе дается по две конфликтных ситуации, которые они решали дома. Ставится задание выполнить анализ и предложить варианты решения ситуаций. На обсуждение каждой ситуации дается до трех минут. Через три минуты преподаватель сам назначает тех представителей, которые будут давать анализ и защищать решения конфликтных ситуаций. Их ответы оцениваются по пятибальной системе.

Б) После выступления представителя творческой группы, его ответ дополняют члены его группы. За каждое существенное дополнение выставляется оценка.

В) Члены других рабочих групп задают вопросы, на которые должны ответить представители защищающейся группы. Того, кто будет отвечать определяет преподаватель. За интересные вопросы и ответы на них выставляются дополнительные баллы.

Г) Члены других групп высказывают свои версии анализа и решения рассматриваемой ситуации (если они отличаются от обсуждаемой). За оригинальные версии и дополнения выставляются поощрительные баллы.

Д) После защиты первой группы выступает представитель второй группы с анализом и решением той ситуации, над которой работала его группа. Этого представителя также определяет преподаватель. Процедура повторяется до полного решения всех ситуаций.

4. Подведение итогов семинарского занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: