Семинарско- практическое занятие № 8

Тема: «Решение ситуационных задач с позиций конструктивной концепции конфликта»

Цели занятия:

1. Закрепление знаний о сущности и своеобразии производственных горизонтальных и вертикальных конфликтов;

2. Развитие навыков анализа и разрешения потенциальных конфликтных ситуаций различных типов;

3. Формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия (в сфере деловых отношений).

Время: 2 часа + 4 часов СРС.

Тип занятия: семинар-практикум.

Дидактические материалы:

1. Схемы, модели и методики анализа конфликтных ситуаций.

2. Карточки-задания с описанием производственных конфликтных ситуаций для анализа (раздаточный материал).

3. Учебно-методические пособия: 1) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006; 2) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по конфликтологии. - Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006.

Теоретический базис

Концепция конструктивного конфликта. Модели и схемы разрешения конфликтных ситуаций. Рационально-интуитивная модель Д.Г. Скотта. «Лесенка» У. Юри, Р. Фишера. Принципы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих на производстве.

Анализ и разрешение горизонтальных и вертикальных производственных конфликтных ситуаций (метод мозгового штурма).

Задания на самоподготовку

1. Ознакомиться с содержанием рекомендуемых источников научной и учебно-методической литературы.

2. По материалам лекций и источникам научной литературы [7, С.3 – 10; 2, С. 11 – 21; 8, С. 32 – 37] повторить тему «Сущность и структура конфликта».

3. Законспектировать основные положения конструктивной теории конфликта Б.И. Хасана [9] и на ее основе составить рекомендации руководителю по предупреждению и разрешению ситуационных производственных конфликтов.

4. Составить перечень и описание основных условий, а также способов предупреждения конфликтов «по вертикали» [1, С. 345-350; 6, С. 262 - 283].

5. Изучить источники учебной литературы [1, С. 376 - 380; 6, С. 248 - 261] и составить характеристики: а) деловых (производственных или трудовых) конфликтов; б) вертикальных конфликтов (между руководителями и подчиненными).

6. На основе анализа раздела «Объективно-субъективная природа конфликтов» [5, С.163 – 189; или 4, С. 181 - 184] составить характеристику объективных и субъективных причин производственных конфликтов по нижеизложенной форме (См. Табл.1).

Таблица 1

Объективно-субъективная природа производственных конфликтов

№№ пп. Объективные причины конфликтов, возникающих в деловой сфере Субъективные причины производственных конфликтов
1. 2.    

7. На основе изучения источников научной литературы [5, С. 217- 231; 7, С.3 – 28; 8, С. 154 - 164] составить характеристику основных стратегий и тактик решения трудовых конфликтов руководителем учреждения.

8. Составить описание одного производственного конфликта, сформулировав его как ситуационную задачу (Выполнить на отдельном листе формата А 4. Объем до 0,75 страницы).

9. Выполнить задание тестового контроля (Вариант IV).

9. Творческая самостоятельная работа (по желанию. Оценивается на 5 дополнительных баллов по системе ЕSTC). На основании самостоятельного поиска по каталогам и сайтам сети Интернет, а также анализа хрестоматийной литературы по конфликтологии, определить, кто из зарубежных и отечественных ученых был сторонником конструктивной теории конфликта. На основе полученных результатов теоретического анализа подготовьте реферат на тему «Конструктивная теория конфликта». Объем 10- 16 страниц машинописного текста.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999, С. 345 – 350; С. 376 – 380.

2. Беззубко А.В., Зюнькин А.Г., Калина А.В. Управління трудовими конфліктами: Навчальн. Посібник. К: МАУП, 2004, С. 11 – 21; С. 170 – 182.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание – конфликт. Новосибирск, Изд. НГУ, 1989, С. 24 – 38.

4. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2006, С. 179 – 186.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000, С. 163 – 189.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России. – 2000, С. 248 – 283.

7. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006, С. 3 – 28.

8. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. К.: МАУП, 2002, С. 32 – 37; С. 154 – 164.

9. Хасан Б.И. Конструктивная теория конфликта. СПб: Питер, 2006, С. 12 – 32; С. 74 - 80.

Дополнительная:

1. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000.

2. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб, 1999.

4. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Психология конфликта: теория и современная практика. К., 2007.

5. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность конструктивной теории конфликта?

2. Какие основные теории конфликта Вам известны? В чем их суть?

3. Каковы особенности производственных конфликтов?

4. В чем своеобразие вертикальных конфликтов?

5. Какие аспекты конструктивной теории конфликта рассматриваются учеными: Д. Дэна, Ч. Ликсоном, М.Е. Литваком, Л. Козером? (Ответ на этот вопрос предполагает три дополнительных балла по системе ЕSTC).

6. В чем суть ресурсного анализа конфликта?

7. Каковы основные условия эффективного управления конфликтной ситуации?

8. В чем заключаются основные причины вертикальных конфликтов в организации?

9. В чем сущность картографического анализа конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус?

10. Какова последовательность анализа конфликта?

Ход работы

Инструктаж о правилах работы в группе:

1. Практическая работа осуществляется творческими группами (командами) по четыре - пять человек в каждой.

2. Основной метод работы – брейнсторминг (коллективная мозговая атака);

Творческая сессия

Группы работают над предложенными им конфликтными ситуациями, используя схемы анализа конфликтов и технологические модели их разрешения.

Защита проектов

* Выступления капитанов команд (руководителей творческих групп) по содержанию анализа конфликтных ситуаций.

* Обсуждение групповых решений и подведение итогов:

- выступают члены первой творческой группы, дополняя доклад капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);

- вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды.

- выступают члены второй творческой группы, дополняя доклад своего капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);

- вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды;

И далее, все остальные команды представляют решение своих ситуаций.

* Резюме преподавателя.

Подведение итогов семинарско-практического занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: