Историзм и народность Песни про. купца Калашникова М.Ю.Лермонтова

Полное название: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Песня…» тесно связана с общественно-политической обстановкой породившей ее эпохи. Опубликована в 1837 г. В.Г.Белинский: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее». Интерес к истории, в частности, к средневековью, характерен для романтиков. Действие относится к 16 в., эпохе Ивана Грозного. Один из источников – народная песня о Мастрюке Темрюковиче из сборника Киршея Данилова. Своему поколению, не умеющему действовать, Л. противопоставляет людей прошлых веков – не только деятелей, но и борцов. В этом произведении отразилось лермонтовское понимание народности. Поэт связывает принцип народности с требованиями общественно-политической свободы (как декабристы). Обращаясь к прошлому, Л. творчески воссоздает стиль русской народной песни (это именно литературная стилизация). Ее черты: 1. Принцип троекратного повтора. 2. Постоянные эпитеты. 3. Почти все сравнения взяты из мира природы. 4. Краткие прилагательные в форме эпитетов 5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 6. Возвратные глаголы.

Произведение Л-ва напоминает эпическую народную песню, ибо в основе лежит событие, плюс, хотя финал трагический, нет траура. Песня рассказывает о судьбе народа, а народ бессмертен.

Впервые в русской литературе в центре произведения стоит демократический герой. И это положительный герой. Калашников не выступает против внешних врагов (как былинный герой). Он борется за честь своей семьи. Но это выступление выглядит как выступление против тирании и деспотизма. Так оно и воспринимается читателями. На протяжении всего произведения сравнивается Кирибеевич и Калашников. Это сравнение является антитезой: 1. Ничего не знаем о Кирибеевиче, но подробно описана семья Калашникова. 2. Кирибеевич способен на неблагородный поступок. Калашников – только на добрые дела. 3. Кирибеевич лжет даже царю. Калашников говорит правду даже перед лицом смерти. 4. Бог на стороне Калашникова. Мы знаем об исходе боя до его начала. 5. Читатель не знает, где похоронен Кирибеевич, но память о Калашникове живет в сердце народа.

Из Красовского: Точку зрения народа выражают условные певцы-сказители. Кирибеевич – своеобразный вариант демона в фольклорно-песенном освещении. Образ Ивана Грозного: отправляя Калашникова на плаху, он судит его за нарушение правил кулачного боя, купец не скрывает, что убил любимого опричника государя «вольной волею».

Подрались они, как известно, из-за того, что Кирибеевич хотел обесчестить жену К-ва, Алену Дмитриевну: Грозный не знал, что она замужем и помогал подонку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: