Место и роль повести «Фаталист» в романе

Эта повесть придает философский хар-р всему роману. Главную особенность 30-х гг.19 в. раскрыл Герцен: «Эти годы были ужасны. Понадобилось не менее 10 лет, чтобы ч-к мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». В Печорине как раз и отразилось то переходное состояние, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, в котором ч-к есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то и возникает то, что на простом языке называется «хандрою», «сомнением»…и что на языке философском называется «рефлексиею». (В.Г.Белинский).

П-н подвергает пересмотру коренные вопросы человеческого существования. В пов-ти «Ф.» П. сопоставляет предыдущее пок-е («людей премудрых») и свое пок-е («их жалких потомков»), т. е. сопоставляет веру и неверие. Способность «к великим жертвам для блага человечества», к добру есть там, где есть убежденность в оправданности, истинности этого служения. «Людям премудрым» эту убежденность давала вера в то, что «целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием», что жертвы во имя других священны именно конечной целью жизни, бессмертием и блаженством человеческой души в загробном мире добра и справедливости. П. утратил веру, он не знает, в чем цель его жизни. Его разум не может убедиться, что служение общему благу есть непременное условие человеческой жизни. П-ну нечего поставить на место спасительной веры в провидение. Поэтому П. и говорит, что его поколение не способно жертвовать на благо человечества. Остается признать собственное «я» в кач-ве мерила ценностей. Таковы истоки индивидуализма П-на (противод-е личности и общества).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: