Культура России IX-XVI века

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность

материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их

материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий,

включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.

Периодизация истории русской культуры

Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. - времени формирования

Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII

столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как

средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская

культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры.

Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура

первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой

половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особеиносги развили русской культуры IX-XVII вв.

1. Медленно совершенствуются ироизводительных сипы, господствует

натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных

отношений.

2. характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-

земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного

человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт

был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что

многократно повторялось; следование образцам.

3. отаичительной чертой средневековой культуры является

господство в вдеологш релтиозного мировоззрения

4. для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения

многве факты и явления еще не получили.

Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской

культуры (однотипностью социально-экономического развшия Руси и европейских

стран, сходством социальной структуры и христианские вечные ценности)

Истоки русского культурного развития. Культура Киевской Руси унаследовала

культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она

испытала несомненное

влияние кочевых народов и Византни.

Традиции Византни - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира -

оплодотворили народную, осиованную на языческом мировоззрении культуру

Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй пояовиие ХП - начале ХШ в. русская культура стала испытала

определенное влияние западно-европейскиой романской традиции. Монголо-

татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление

культурных связей Руси.

В культуре домоигольской Руси можно выделить три периода: культуру

восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и

княжеств периода раздробленности.

Письмеяность. Принято христианства способствовало дальнейшему развитию

письменности, просвещения. братья-миссионеры из греческого г. Салоники

Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Во второй половине IХ в. Кирилл и

Мефодий, как считают сейчас большинство

специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою

очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма -

так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих

пор (была упрощена Петром Г, затем в 1918 г.).

О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на

которых имеются различные надписи, женщины подписывали пряслица, сапожник

вырезал на колодке

имена своих заказчиков.

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах

древних соборов. "Господи помози" "Якиме стоя успе", "Кузьма-порося".

Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогаа

историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено

более 700 грамот- в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и др

городах.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые

при Ярославе Мудром школы в Киеве. Дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из

первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество.

до нас дошли около 150 книг.

Древнейшая среди них — "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056-

1057 гг. для новгородского посадника Остромира,

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как

религиозного, так и светского содержания. ("Александрия", рассказывавшая о

подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении

Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.)В отличие от

европейских стран, тле литературный языком была латынь, на Руси писали ва

родном языке.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись.

Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали

созданию самой знаменитой летописи Древней Руси-совести временных лет",

составленной монахом Киево-Печерского

монастыря Нестором в начале ХП в.

Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая

военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских

усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли ("Ипатьевская летопись"):

летопись Новгорода - это своеобразная городская хроника. Идея единой и

сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-

Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись"). Различные летописные

сочинения обычно назывались либо по месту, гда они хранились, либо по имени

автора или ученого, их обнаружившего.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали

жизнеописания русских святых "жития" князей Бориса и Глеба

Среди публицистических сочинений одно "Слово о законе и благодати"

киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.),

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение

детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Самое

выдающееся произведение периода удельной раздробленности - бессмертное

"Слово о полку Игореве"

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное

творчество, -былины,

Ремесло. число городов 300, работали ремесленники более 60 специальностей.

занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было

широко развито производство кирпича, многоцветаой керамики, предметов

обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия

—кольчуг, колющих мечей, сабель.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до

нас от домонгольского времени. До конца Х в. на Русине было монументального

каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в

конце Х в., - это двадцатипятигаавая церковь в честь Богородицы в Киеве,

называемая также Десятинной церковью.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037),

имевший 13 куполов. Тоща же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.

Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, Чернигове и др. На

территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в.,

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы

возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см,

который назывался плинфой Тип храма, пришедший из Византии, называют

крестовоткупольным. Четыре, шесть или более

столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-

художественные школы. Большинство храмов ХП - начала ХШ в. одноглавые.

Мозаичные изображения уступали место фрескам.

В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы.

В Новгороде - известняк. соборы Юрьева и Антоньев монастырь, церковь Спаса

на Нередице.

Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным

материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см.. Успенский

н Дмигровский соборы во Владимире Золотые ворота; церковь Покрова на реке

Нерль соборы Переяславпя- Залесского. Суздаля, Юрьева-Польского.

Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность,

ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой

этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине

здания.

Живопись и скулы

Фреска- это живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора,

керамики, смальты. В Древней Руси Мозаичные изображения набирались из

смальты - специального стекловидного материала.(огромная фигура молящейся

за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской)

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески - изображение,

образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны

греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение

Богоматери с младенцем на руках Х1-Х11 вв. "Владимирской Богоматери" и

стала своеобразным символом, являлись принадлежностью храмов и были

довольно большими

Русских иконописцев Х1 в. - Алимпий, Описей, Георгай и др. местные

художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и

цветовой гаммой.

Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении

стен храмов.

если развитие экономики, социально-политяческая борьба позволяют судить об

общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает

результат этого процесса.

Складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык,

относи-тельное политическое единство, общая территория, близость материальной духовной культуры.

27. Народы Сибири

- Ханты и Манси: Численность 30 тыс. человек. Говорят на языках финно-угорской группы уральской семьи (хантыйский, мансийский). Традиционные занятия: охота, рыболовство, у некоторых народов - земледелие и скотоводство. Разводят лошадей, коров, овец, домашнюю птицу. В последнее время стали развиваться звероводство, животноводство, овощеводство. Передвигались на лыжах, нартах в собачьей и оленьей упряжке, в отдельных районах — на санях. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние). Традиционное жилище зимой: прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Традиционная женская одежда: платье, распашной халат и двойная оленья шуба, на голове — платок; мужская одежда: рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна. У оленеводов одежда состоит из оленьих шкур, обувь меховая, замшевая или кожаная. Ханты и манси носят большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.) Традиционная пища — рыба и мясо в вяленом, сушёном, жаренном, мороженом виде, ягоды, хлеб, из напитков – чай. Традиционный посёлок населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Брак патрилокальный с элементами матрилокальностиhttp://r.mail.ru/cln2774/search.enc.mail.ru/search_enc?q=матрилокальности. В XIX — начале XX вв. формируется территориальная община. Верующие — православные, но также сохраняются традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Была известна татуировка.

- Ненцы: Численность 35 тыс. человек. Говорят на ненецком языке уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, и лесной, распространён также русский язык. Традиционные занятия: охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство, домашнее оленеводство. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда и обувь шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища оленье мясо, рыба. Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патрилинейный род, также сохранялись 2 экзогамные фратрии. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов — хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы; среди части ненцев получило распространение православие.

- Буряты: Общая численность 520 тыс. человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский, монгольский языки. Верования: шаманизм, буддизм, христианство. Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже всё больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье - типично монгольское кочевое хозяйство. Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Существовал промысел нерпы. Из ремёсел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Одежда: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т. п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки. Пища: мясо и молочные продукты. Буряты широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры. Жилище: деревянные юрты. Социальная организация: сохранялись родоплеменные отношения. В семейно-брачной системе важную роль играли экзогамия и калым.

28. Народы Кавказа

На этой территории выделялись две историко-культурные области:

1. Северный Кавказ;

2. Закавказье (азербайджанцы, армяне, абхазы, осетины, лезгины).

Эти народы относятся к кавказским, алтайским, индоевропейским языковым семьям. Занятия определялись природными условиями и особенностями рельефа. На равнинах занимались земледелием (пшеница, кукуруза), садоводством, животноводством. В горных районах развито скотоводство (мелкий рогатый скот), обработка земель. Развиты ремесла: резьба по дереву, камню, выделка кожи, ковроткачество. На равнинах селения были довольно большими, а в горных районах имели скученный характер. Жилище представляло собой большие дома с глинобитными стенами, было много комнат. В центре дома находился очаг. У горцев дома назывались саклями. Это были дома с каменными стенами и плоской крышей, также возводились сторожевые башни. Одежда: бешмет из легкой ткани, черкеска. Мужчины носят пояс с серебряными бляхами, на голове – шапку-папаху, зимой одевают бурку (длинная ворсистая накидка с широкими плечами). Женщины носят длинные платья с вышивкой, нагрудник, пояс, а на голове – платок и шапка. Распространены украшения. В пищу употребляют много мясных блюд, фрукты, овощи, зелень, лепешки, каши, вино. Социальная организация: существуют крепкие семейные связи, родовое единство по мужской линии. Практиковалось воспитание ребенка другой семьей, это вело к роднению семей. Религия: христианство (армяне, грузине), ислам. Почитание солнца, луны, грома, молнии. Сохранились семейно-родовые культы.

29. Народы Поволжья и Прикамья. Народы Европейского Севера России

На этой территории проживает множество различных народов, таких как русские, калыки, удмурты, марийцы, коми, карелы и др. Характеристика некоторых из них:

- Удмурты: Общая численность 747 тыс. человек. Говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи, существуют различные диалекты. Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство. Были развиты ремесла и промыслы. Традиционное жилище: наземная бревенчатая изба с двускатной тесовой крышей. Традиционная одежда: женщины носили белую холщевую туникообразную рубаху, халат. Верхняя одежда: полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь: узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти, башмаки, валенки. Большое разнообразие головных уборов: кокошник, налобная повязка, высокая берестяная шапка. Традиционная пища: грибы, ягоды, различные травы, хлебные изделия, мясные блюда, супы, каши, молочные продукты. Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община. Она обычно состояла из нескольких объединений родственных семей.

- Калмыки: Численность 180 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Калмыки раньше были кочевым народом. Основные занятия: пастбищно-отгонное скотоводство, рыболовство, земледелие, садоводство. Разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, коз, верблюдов, свиней. Калмыки сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс и технические культуры: горчицу, табак и лён. Развиты художественные ремёсла: вышивка, обработка, тиснение по коже, резьба по дереву. Традиционное поселение имело круговую планировку наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Мужская одежда: приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги. Женская одежда: длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Существовали разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Распространены различные украшения (браслеты, серьги..). Традиционная причёска мужчин и женщин — косы: у мужчин и девушек — одна, у женщин — две. Основа питания — мясо и молочные продукты. Религия: буддизм, шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага.

- Коми: Общая численность 345 тыс. человек. Большая часть верующих — православные, есть старообрядцы. Говорят на языке коми финно-угорской группы уральской семьи. Основные занятия: земледелие, скотоводство, охота. Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, потом рожь. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей, оленей. Коми охотились на птицу, диких копытных, пушных зверей. Большое значение имело собирательство, собирали всевозможные ягоды: брусника, малина, черника, черемуха, рябина. Было развито ремесло: шитье одежды, обуви, гончарство, ткачество и др. Средства передвижения: сани, лыжи, лодки. Традиционное жилище: наземная, прямоугольная по форме постройка. Жилая часть состояла из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Характерная черта жилища: односкатность крыши, крытой тёсом. Из украшений жилища распространена резьба, орнамент — геометрический. Традиционная одежда: основу женского костюма составляли рубаха и сарафан, короткие распашные кофты, овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно разноцветные ленты, кокошник. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, шерстяные носки. Верхняя одежда: кафтан, шуба. Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: бахилы или сапоги. Традиционная пища: растительная, мясные и рыбные продукты. Распространены кислые супы, холодные, каши. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок. Народные верования и обряды: космогонические мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Сохранились дохристианские верования в леших, колдовство, гадания, заговоры, порчу, существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

30. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИКАМЬЯ. Перм. край, перм. Прикамье – территория, уникальная в этнокультурном отношении. Положение на границе Европы и Азии, степи и тайги было причиной того, что в разные ист. периоды Прикамье осваивали разные народы. Археологические источники позволяют реконструировать этнические процессы, протекавшие в Прикамье в 10-15 вв., которые послужили основой для дальнейшего формирования этнической карты региона. Первоначальное освоение прикамских земель осуществлялось предками финно-угорских и тюркских народов. На верхней Каме шли процессы консолидации в коми-пермяцкую народность племен родановской культуры. Предки коми-пермяков были расселены тогда в Сев. и Среднем Прикамье. Юж. районы Прикамья в этот период осваиваются угорским и тюркским населением. На территории Сылвенско-Иренского поречья в 9-15 вв. сформировалось смешанное угро-тюркское население, которое в более поздних источниках именуется «иштеками» или «остяками». Коренное население земель бассейна рек Сылвы и Ирени в последующие периоды примет активное участие в формировании пермских татар в качестве одного из компонентов. В 13-14 вв. в бассейнах рек Буй, Тулва, Танып расселяются башкирские племена, которые ассимилируют здесь угорское население. Движение башкирских племен на север, по мнению исследователей, было вызвано проникновением в юго-зап. Башкирию кипчаков. В целом Прикамье представляло собой малоосвоенный регион. Коренное население, занималось полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Коми-пермяки были знакомы с земледелием. Новый этап этнокультурной истории Урала начинается со 2-й пол. 16 в.; с этого времени начинает формироваться этническая карта Прикамья, которая в основных чертах сохранилась и до 2000-х гг. Предпосылки для новых процессов были подготовлены ист. событиями кон. 15 – 1-й пол. 16 в. Присоединение в 1472 г. Сев. Прикамья, Перми Великой, к Русскому государству вовлекло прикамские земли в сферу геополитики московских князей. Власть Москвы подкрепляется и предшествовавшей этому христианизацией местного населения (1455, 1462 гг.). В 1558-1568 гг. Иван IV передал земли по Каме и её притокам солепромышленнику и торговцу А. Ф. Строганову. Прикамские земли стали основным форпостом на пути проникновения русских в Юж. Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Зап. Сибири во 2-й пол. 1580-х гг. к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье. В 16-18 вв. формируется основная часть русского старожильческого населения. Падение в 1552 г. Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556-1558 гг. удмуртов и башкир явились основными факторами, способствовавшими заселению и освоению юж. районов края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Взятие Казани, усиление феодального гнёта, рост масштабов помещичьего землевладения, расслоение деревни, распространение среди народов, населявших Казанское ханство, православного христианства вызвали массовую миграцию на восток татар, марийцев, удмуртов, башкир. Особенности этнического состава населения Прикамья в нач. 18 в. выглядят таким образом: из всего населения края, составлявшего 72 532 человека, русских насчитывалось 47 552 (65,56 %), коми-пермяков – 7789 (10,74 %), татар – 3870 (5,34 %), башкир – 10 082 (13,4 %), марийцев – 1136 (1,56 %), удмуртов – 930 (1,28 %), манси – 164 (0,23 %). В 19 в. этническое развитие Прикамья характеризовалось протеканием нескольких процессов. Этническая структура населения края усложняется, в этот период в крае появляются диаспоры евреев, поляков, немцев, эстонцев, белорусов, а также отдельные представители других народов. Однако по-прежнему основу этнического состава населения составляли народы, освоившие Прикамье в предыдущий период и проживающие на своей исторически сложившейся территории. По переписи 1869 г. на землях, относящейся сегодня к Перм. обл., в сельской местности проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424. В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы. В 1920-1930 гг. национально-государственное строительство в Прикамье в первую очередь оно было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февр. 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской обл. Пермяцкий окр. – с небольшими дополнительными правами. В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие Перм. край. Этническое развитие края в 2000-е гг. характеризовалось протеканием сложных, порой противоречивых этнических процессов. С одной стороны у многих народов, наблюдались всплеск этнической активности, рост национального самосознания, тенденции к консолидации. Однако эти процессы протекали по-разному. Так, если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир Прикамья были созданы в 1991 г., то у перм. чувашей – только в 2001 г. С др. стороны, продолжались ассимиляционные процессы. Особенно заметно они наблюдались в городской среде. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы. В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры перм. народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: