Хазария

Первые реальные известия о хазарах относятся к сере­дине VI в., когда они упоминаются одним сирийским писа­телем среди многих других племен, населявших необъятные просторы к северу от Кавказских гор. До начала VII в. све­дений о хазарах почти нет. И лишь в связи с последней ве­ликой ирано-византийской войной (601—629) хазары явст­венно и ощутимо выходят на историческую арену. Именно они в качестве союзников Византии действуют в это время в Закавказье. Именно хазарский предводитель вел войска в Закавказье, где они совместно с отрядами византийского им­ператора Ираклия разорили Кавказскую Албанию, Грузию и другие страны. Есть основание говорить, что в формировании хазарского этноса участвовали три этнические группы: собственно ха­зары-тюрки, пришедшие из глубин Азии; угры-савиры, до этого превалировавшие на восточном Кавказе, и какие-то группы иранцев западного Прикаспия (массагеты и др.). И если для ранних хазар характерно преобладание монголо­идного расового типа, то хазары VIII—X вв. имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного расового типа. В ирано-византийских войнах хазары как бы подвластны тюркам Западнотюркского каганата. Хазары были союзниками Византии, и этот союз неоднократно подкреплялся брачными связями между императорами и хаканами. Крупные центры, в которых сосредоточилось купечество, были расположены на территории Хазарии: в Крыму, на Тамани, на Северном Кавказе и затем на Нижней Волге. Еврейские колонии возникли.здесь еще в глубокой древности и увели­чились в результате гонений на евреев в Византии и других странах. Области же Восточной Европы, подчиненные Хазарии, наоборот, в ту пору принимали гонимых, ставших затем ог­ромной экономической и политической силой. Хазары долгое время были язычниками и поклонялись разным богам, как своим, так и заимствованным у местного восточноевропей­ского населения (например, иранцев). Противниками хазар были и христианская Византия (периодически), и мусуль­манский халифат. В силу этого, хотя в пределах Хазарии существовали мощные христианские и мусульманские коло­нии (особенно в Атиле), хазарская знать все больше склоня­лась к принятию в качестве более современной религии мо­нотеистического характера (а именно таковая могла еще больше укрепить власть местных правителей) — иудаизма. По-видимому, именно поражение в войне с мусульманами окончательно подвинуло определенную часть хазарской зна­ти к принятию этой религии. Принятие иудаизма в качестве государственной религии не принесло Хазарии большой пользы. К тому же эту веру приняла только часть хазарской знати, а большинство насе­ления исповедовало ислам, христианство и старые языческие культы. Постепенно хаэары-иудаисты составили сравнитель­но небольшую группу, изолированную от иноверного и, сле­довательно, во многом чуждого ей народа. К тому же собст­венно хазары на протяжении VII]—IX вв. вынуждены были расселяться, образуя военные гарнизоны, в наиболее важ­ных, часто окраинных пунктах державы (в Крыму, на Тамани, на Дону и т.д.). В коренной Хазарии их число неуклонно со­кращалось. В покоренных же странах поднимались восстания. По-ви­димому, в первой трети IX в. освободились от власти хазар славяне-поляне. В конце IX—начале X в. попытки сбросить хазарскую власть предпринимались в Волжской Булгарии — небольшом государстве, возникшем на Средней Волге в VIII в. и долгое время подчиненном хазарам. И если поляне в борь­бе с хазарами опирались на союз с северными варягами, то Волжская Булгария искала помощь у давних врагов хазар — мусульман. Поэтому в начале X в. булгарские правители при­няли ислам. В X век Хазария вступила ослабленной. Главным врагом ее теперь была Русь, которая разгромила Хазарский каганат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: