Русская иконопись

С принятием на Руси христианства появились иконы, удовлетворявшие религиозную потребность новообращенных. Князья приглашали из византийских мастеров – мозаичников и иконописцев. Византийские мастера принесли на Русь сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, подчиненную осям внутреннего пространства и очертания. Этому соответствовал стиль плоскостного письма, не нарушавшего поверхности стен. Иконы органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, выполнялись для определенного места. Обеспечивался канон. Иконопись следовала принципам, освященных преданием, повторяла установленные типы изображений, развивалась в строгой зависимости от византийских образцов, соответствовала «иконописным подлинникам» — руководствам, в которых подробно указывались внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары.

Иконы Богородицы с Иисусом-младенцем имеют в России три основные иконографии. Одигитрия, или Путеводительница: младенец сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток или книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Богоматерь Владимирская (по преданию, написана самим апостолом Лукой), или «Умиление», изображает мать и дитя прильнувшие друг к другу. Богородица Казанская представлена в оплечном варианте и представляет собой комбинацию элементов канона Одигитрии и Умиления.

Русские иконописцы точно воспроизводили композиции и формы, считая тщательность работы признаком мастерства. Указания учителей были строги и подробны, не допускали произвола, включая выбор иконописцем цвета одежд, в которые он облекал изображаемого святого (требовалось, чтобы каждый святой был представлен в ризах определенных, присвоенных ему колеров). Применялись т. н. образцы, позднее пришли прориси (контурные кальки).

Родоначальником русской иконописи считается киево-печерский монах Алимпий (XII в.), который работал со своим помощником Григорием. Известны имена иконописцев Древнего Новгорода – Стефан, Радко, Сежира.

Со временем появились самобытные черты русской иконописи: 1. формирование из икон многоярусного иконостаса с четкой канонической архитектоникой; 2. техника писания темперой включала использование минеральных порошковых красок, замешанных на основе яичного желтка, сока растений, рыбьего клея и пр. 3. Носила выраженный национальный характер традиция «одевания» иконы в оклад. Оклад – декоративное покрытие, выполненное из золота, серебра, золоченой и серебреной меди, украшенной чеканкой, сканью, басмой, чернью, эмалью, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитациями. Оклады появились в Византии как украшение переплета для Библии. Древнейшие книжные из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические – с IX-X вв. Первые оклады закрывали фон иконы. К концу XVII в. появляется глухой оклад, оставлявший открытыми лишь лик и руки.

Выдающимися русскими иконописцами признаны Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Феофан Грек (1340?-1410?). Стиль уроженцы Византии Феофана поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись»; при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. Учитель А. Рублева.

Андрей Рублев (ок. 1350–1428) – выдающийся иконописец русского Средневековья. Воспитывался в светской среде, принял монашеский постриг, стал иноком, а затем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. На формирование его мировоззрения оказали влияние идеи Сергия Радонежского. Живописный стиль сложился на основе художественных традиций Руси.

В 1405 г. совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля, в частности, иконный ансамбль из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила, апостола Павла, известных как Звенигородский чин. В 1420-х гг. в составе артели украшал иконами соборный храм Троице-Сергиева монастыря. В состав иконостаса этого собора вошла, по-видимому, знаменитая «Троица» Рублева. Исследователи творчества Рублева отмечают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира и единства. Символика «Троицы» объединяет христианскую и народную символику. Дерево, мамврийский дуб, превратилось у Рублева в древо жизни. Оно изображено за спиной среднего ангела: Святой Дух есть Жизнь. Гора за спиной третьего ангела – Сына Божьего – воплощает святость Троицы, а дом за спиной ангела с чертами Отца – Божье Домостроительство. Все творения Рублева отличает глубокое образное содержание, мягкость интонации, особый золотистый колорит. Именно это стало основанием для определения авторства ряда икон.

Дионисий (ок. 1440—1502), ведущий московский иконописец считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его икон отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали настроению времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.

К XVII в. утвердился канон русской иконы, который не подвергался изменению. В это время лишь был осуществлен переход к письму масляными красками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: