Русский народный орнамент

Из всех жанров древнего изобразительного народного творчества ученые могут наиболее определенно говорить об орнаментах, воплощенных в керамике, вышивке и резьбе по дереву. Древнейшая функция орнаментов в языческих культах состояла в охране от дурного взгляда и т.д.

Орнамент построен на ритмическом чередовании мотивов. Его разновидности: геометрический, растительный, зооморфный, тератологический (смешанный).

Геометрический орнамент наиболее древний. Крест, ромб, квадрат, круг означали Солнце. Позже его обозначали конь и Жар-птица. Двуглавая птица – символ огня, была связана с почитанием огня и молнии, также как орел и сокол. Близкой символикой обладал и Дракон – олицетворение молнии и покровитель огня и жилья, которое он должен был хранить от огня. Множественность вещных воплощений абстрактного символа свидетельствует о сосуществовании как исконных аллегорий, так и пришлых, заимствованных.

Четырех-, шести-, восьми -, девятилепестковые розетки то перекликаются с далекими прототипами в византийском прикладном искусстве, то напоминают о древнем народном орнаменте «солнц».

Ладья символизировала похоронный обряд. Водоплавающие птицы – водную стихию и вечную жизнь в раю, куда можно попасть переплыв реку или уйдя в те края, куда улетают перелетные птицы. Женщина была богиней плодородия. Древо жизни встречается в двух видах – собственно дерева и оленей, чьи рога имеют ту же символику.

Один из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов – «звериный» мотив. Как и в византийском искусстве, на Руси, звери, изображенные в орнаментах, были наделены, в основном, положительными качествами. Например, змей-дракон – покровитель жилья, именно его вырезанного на стропилах крыши ныне именуют коньком.

Идут споры о происхождении на Руси плетенных орнаментов. По мнению одних она пришла из Византии, по мнению других, плетенка является традиционным орнаментом Северной Европы, а соответственно и Руси, входившей в это культурное пространство.

По мнению В.И. Ивановской зооморфный и тератологический орнаментальные стили русских и западно-европейских (кельтских, германских) мастеров имеют общее происхождение, но отличаются внутренним ощущением: в русский орнамент не производит впечатление борющихся элементов – зверей или плетей вьющихся растений.

Древнерусские мастера также использовали для создания орнаментов пришедшие в Византию и восточные страны античные мотивы. В древнерусском орнаментальном искусстве прижилось переработанное изображение сказочной птицы Сирин и получеловека – полуконя Кентавра. Также можно встретить орнамент из пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба, узоры трав, пропущенных через корону, гвоздику, опахало, кипарис, гранатовое яблоко.

С возникновением письменности появился и книжный орнамент: заставки, инициалы, рамки, который использовал те же мотивы зооморфной или растительной плетенки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: