Народная культура Средневековья: крестьянская и городская

Большинство жителей средневековой Европы было неграмотно, поэтому важное место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записываться. Городская и сельская культура низов рано приобрела антифеодальные черты. Появившийся в Англии цикл о Робин Гуде (XII-XIII вв., по другим данным XIV в.) основывается на фольклорных балладах о предводителе разбойников. Сначала это был типичный плутовской образ, затем под влиянием процесса лишения крестьян земли и их уходом в лесные разбойники приобрел черты героя социального протеста.

В процессе возникновения городов их обитатели создавали свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане. К произведениям городской литературы Франции относится стихотворный «Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса – изворотливый и умный горожанин (в окончательном варианте XIII в.). Феодалы голодный и жадный Изенгрин (Волк), медлительный толстяк рыцарь Тардиф (Улитка) постоянно обманываются пронырливым Лисом. В повествовании много вечных сюжетов, например, история о Волке, который по совету Лиса сунул хвост в прорубь, тобы наловить рыбы, а хвост взял да и вмерз в лед.

Городская литература имела свое неповторимое лицо: материалом городской литературы повседневный быт, героем этой литературы были не безупречный рыцарь и его прекрасная дама, а купец, школяр, ремесленник, клирик, вор, бродяга. В средневековой городской литературы преобладают аллегорические поэмы (Гильом де Лоррис, Жан де Мен – авторы «Романа о розе»).

В Германии поэты объединялись в цеховые объединения, называясь мейстерзингерами (в пер. «мастер песни»). Майстерзинг – это поэзия цеховых ремесленников Германии. В них воспевалась цеховая организация, верность коммуне, родному цеху. Песни увеселительного цикла исполнялись коллективно во время застолий. Этому искусству учились в специальных школах ремесленники-бочкари, сапожники и пр. Ремесленническая поэзия всецело подчинена строгому регламенту. Круг тем был строго ограничен. В XIV – XV вв. допускались только темы религиозные: в схоластической манере восхвалялись Бог, дева Мария, святые. С XVI в. тематический круг расширился за счет светских тем, почерпнутые из истории (Вильгельм Телль, Карл Великий, деяния М. Лютера, турецкие войны и пр.).

Совершенно своеобразное место в литературе XII – ХIII вв. занимает лирика вагантов (бродячих священников, а потом студентов). Ваганты писали стихи на латыни и высмеивали средневековую школу, церковь, поряди в государстве, нравы и пороки своих современников. Самым популярным видом городской литературы было небольшое по объему стихотворное повествовательное произведение комического, поучительного содержания с острой неожиданной концовкой.


Без возлюбленной бутылки

тяжесть чувствую в затылке.

Без любезного винца

я тоскливей мертвеца.

Но когда я пьян мертвецки,

веселюсь по-молодецки

и, горланя во хмелю,

Бога истово хвалю!

Кабацкое житье

Хорошо сидеть в трактире.

А во всем остатнем мире -

скука, злоба и нужда.

Нам такая жизнь чужда.

Задают вопрос иные:

"Чем вам нравятся пивные?"

Что ж! О пользе кабаков

расскажу без дураков.

Пьют бродяги, пьют вельможи,

люди всех оттенков кожи,

слуги пьют и господа,

села пьют и города.

Пьет безусый, пьет усатый,

лысый пьет и волосатый,

пьет студент, и пьет декан,

карлик пьет и великан!

Пьет монахиня и шлюха,

пьет столетняя старуха,

пьет столетний старый дед, -

словом, пьет весь белый свет!

Всё пропьем мы без остатка.

Горек хмель, а пьется сладко.

Сладко горькое питье!

Горько постное житье...


Вершиной поэзии вагантов является творчество Франсуа Вийона (XV в.), студента Сорбонны, происходившего из мещан. Его вирши отличает глубина смысла, достигнутая за счет использования иронии и большого количества бытовых образов, контрастирующих друг с другом.


Я знаю, кто по-щегольски одет,

Я знаю, весел кто и кто не в духе,

Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю - у монаха крест на брюхе,

Я знаю, как трезвонят завирухи,

Я знаю, врут они, в трубу трубя,

Я знаю, свахи кто, кто повитухи,

Я знаю все, но только не себя.

[...]

Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю, как румянятся старухи,

Я знаю много всяческих примет,

Я знаю, как смеются потаскухи,

Я знаю - проведут тебя простухи,

Я знаю - пропадешь с такой, любя,

Я знаю - пропадают с голодухи,

Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

(«Баллада примет»)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: