Зарождение традиций европейского театра

Европейский театр зародился по инициативе церкви в форме литургической драмы – для популяризации среди неграмотных слоев сюжетов Священного писания и для распространения своего влияния (языческие и народные праздники имели свои театрализованные элементы). Сцены разыгрывались священниками или мальчиками из хора в помещении церкви, позже там стали расставляться декорации – ад, Ноев ковчег. Потом действие стали переносить на рыночную площадь.

С XIV в. сцены разыгрываются разными цехами и гильдиями по очереди. Постановка длилась день – два и ставилась раз в месяц. Текст писали простыми стишками анонимные авторы. Адская пасть была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Эти пьесы со временем все более и более становились развлечением. Особой популярностью пользовались сюжеты, рассказывающие о жизни Николая-Чудотворца Мираликийского. С его именем связано название жанра «миракль», т.е. рассказ о чудесах.

В Англии с XIII в. появляется светский жанр театра, возникший самостоятельно – моралите, когда пьесу разыгрывали на английском языке. Это были аллегорические драмы о борьбе добра и зла за душу человека. Персонажами были Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

В Италии XIII в. происходит появление редкого для средневекового мира жанра – «новый сладостный стиль», любовной лирики. Из него развивается итальянская комедия, комедиа дель-арте с середины XVI до конца XVIII вв. Это – вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски. Это были первые в Европе профессиональные театральные труппы, где требовалось освоение основ актерского мастерства и где впервые присутствовали элементы режиссуры (капокомико, т.е. ведущий актер и одновременно режиссер). Сценарии были основаны на основе принципа tipi fissi, т.е. действующими лицами были «маски» – узнаваемые персонажи. Различают неаполитанский и венецианский театры масок. Наиболее известные маски: Панталоне, купец и скряга; доктор Баландзоне, ученый-юрист, надменный, но не очень умный и знающий; много было масок слуг (дзанни) и служанок (субреток), носивших разные имена, из которых самым распространенным было Коломбина. Слуги были умными – Бригелла и Ковьелло, и глупыми – Арлекин, Пульчинелла, Пьеро.Героиня, прелестная молодая девушка носила имя Изабеллы, Корнели, Виолетты и пр. Большинство тумаков за время спектакля собирал трусливый вояка – Капитан или Скарамуч. Сюжет был путанным и в то же время достаточно незатейливым – без особой интриги, самым главным и интересным в постановке были трюки и юмор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: