Архитектура и эстетика европейского Средневековья: романский стиль

Романский стиль европейской средневековой архитектуры проявился в основных своих чертах уже в VI-VII вв. (предроманский период) и окончательно оформился и стал доминирующим к Х в. За счет общности внешних черт с позднеримскими постройками, примером которых может быть арка Константина, он получил это название от французского ученого Ш. де Жервиля в начале XIX в. Этот стиль повторял округленную римскую арку и таким образом, казалось, был продолжением римской традиции в гораздо более упрощенной эстетической и технической версии. На самом деле это продолжение позднеэллинистических традиций поместной провинциальной архитектуры.

Современные исследователи отмечают противоположность античному этического и эстетического идеала этого стиля. Его идеациональное содержание выражается формулой: грешный мир, мир Зла и соблазнов находится в непреодолимом отдалении от Бога.

Романская архитектура характеризуется толстыми по типу крепостных стенами, полукруглыми арками, крестовым сводом, большими круглыми или квадратными башнями, узкими маленькими окнами, двускатной крышей. Впечатление простоты от каждого здания рождается за счет его массивности и симметричности.

Романский стиль применим к культовым и крепостным строениям. Основной тип первых – базилика. Наиболее распространенной была классическая прямоугольная трехнефная базилика. Ее внутреннее пространство было разделено рядами колонн на продольные части – нефы. Центральный неф – самый высокий – имел стены второго этажа, опиравшиеся на внутреннюю колоннаду и освещался боковыми окнами, выходившими на крышу боковых нефов. В Италии и Южной Франции встречалась круглая базилика как отголосок влияния подлинных античных традиций.

В Византии сложился тип укороченной базилики, увенчанной куполом, и с обращенным на восток алтарем. Эта композиция получила название крестово-купольной. Точно по центру квадратного здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол – барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Несущие арки соединяли центральные столбы и стены, образуя полуцилиндрические (бочковые) своды. На них могла располагаться от 4 до 12 меньших куполов, имевших соответствующую символику: главный купол – Христос, 5 куполов – Христос с евангелистами, 13 куполов – Иисус с апостолами. Крестово-купольный храм характерен для Византии и Руси, однако он встречается и в западной части Европы; собор Св. Марка в Венеции представляет собой этот тип базилики.

До наших дней сохранились десятки романских построек, например: замок Тауэр в Лондоне, собор в Шпайере – место захоронения германских императоров, собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный знаменитым рельефом, изображающим Страшный суд, и др.

В романской пластике присутствуют барельефы, украшавшие собой в основном внешние стены зданий и особенно западный фасад, тимпан – поле внутри полукруглой арки над порталом. Основной задачей для создателей стало создание символического образа вселенной, иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Ряды фигур в барельефах «космогонического» содержания отличались размером; верхний ряд – Иисус, ангелы, апостолы, святые; средний – уважаемые люди, феодалы, короли; третий – мелкие фигурки простолюдинов, занимающихся своим каждодневным трудом, с коровами, телегами, мешками. В одной сцене соединялись разновременные события. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические с мифологическими образами древних народных поверий.

Романский стиль в области внутренней декорации помещений отличается нехваткой скульптуры, использованием плоских настенных изображений – фресок и мозаики. Сюжеты черпались из Евангелия, житий святых. Особо популярными были эсхатологические сюжеты – Страшного Суда и Апокалипсиса. Частями были портреты владык и покровителей храма, но в храмах, построенных в городах на коммунальные деньги, встречались и комические сюжеты. Например, в храме г. Орхус (Дания) сохранился гротесковый портрет одноногого матроса с деревянным протезом и с неестественно длинной шеей.

Стеновая роспись романского стиля характеризуется двухмерностью, обобщенностью форм, нарушением пропорций, отсутствием портретного сходства с оригиналом, напряженной духовной выразительностью, строгостью лиц и наивностью. Например, на одной из южноитальянских фресок, иллюстрирующих евангельский сюжет о восшествии Иисуса в Иерусалим, ослица, на которой едет мессия, нарисована с сосущем ее детенышем.

Общеевропейский романский стиль включает в себя и эстетику иллюстрирования рукописей. С VII в. в Европе распространяется т.н. ирландская техника: геометрическое переплетение узоров в заглавных буквах, рамках или покрытие ими целых страниц (ковровые). Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами людей, птиц, чудовищ. С XII в. – это общий стиль для всех стран Европы, в.т.ч. и России, не случайно роспись, выполненная в стиле Палеха, является близкой по стилю европейским средневековым хроникам, часословам и библиям.

К VIII-X вв. оформился стиль европейской одежды – многослойной и с довольно сложным кроем. Платье было внешним признаком сословной принадлежности. Как писал Ж. Ле Гофф, одежда была настоящей униформой. Носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Лейтмотивом «Мейера Гельмбрехта», истории честолюбца, которого ждало в конце концов полное падение, была расшитая шапка по моде сеньоров, которую герой носил из тщеславия. Монастырские уставы тщательно регламентировали костюм. Строгие ордена ХI и ХII вв., в особенности цистерцианцы, для того чтобы подчеркнуть свои особенности, приняли белую, некрашеную одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам. Нищенствующие ордена пошли еще дальше и стали одеваться в мешковину, суровую и небеленую. Среди богатых распространилась роскошь в одежде: золотое шитье, пурпурный или цвет морской волны, меховые оторочки.

Особое внимание уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг. Доктора носили длинные замшевые перчатки и береты. По виду и форме головного убора, можно было судить о роде деятельности человека, например, юристы носили бобровые шапки. Только рыцарям подобали шпоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: