Голландское барокко: малые голландцы

Художественная школа голландской живописи XVII в. получила свое название от пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, в нее включается около двух тысяч голландских художников. Отличительные черты этой школы сформировались под влиянием конъюнктуры рынка живописных произведений, сложившегося в раннебуржуазной стране. Мастера ориентировались на широкие слои заказчиков. Малый размер картин был вызван тем, что они были предназначены для скромного интерьера обычного жилого дома. Горожане предпочитали покупать пейзаж, жанровые сцены, натюрморты, что и сформировало нетипичный для того времени перечень сюжетов, охватывавший все возможные эстетические тенденции – от брутализации до поэтизации повседневности. Небольшой формат картин требовал тонности письма и высокая достоверность деталей, что требовало от художников специализации. Удачные сюжеты тиражировались не только их авторами, но и коллегами, что не было предметом для конфликтов.

Бытовой жанр представлен двумя разновидностями: крестьянским и бюргерским (городским) жанрами. В нем работали Франс Янс ван Мирис Старший и Питер де Хох, рисовавшие бюргерский быт, Андриан ван Остаде, мастер трактирных сцен («Пьянчуга»). Жанр пейзажа был также подвергнут на ряд специализаций: зимние пейзажи (Хенрик Аверкамп, Исаак Остаде), городские дворы и дома (Питер де Хох). Выделилась группа художников-маринистов (Андрис ван Эртфелт, Абрахам Виллартс, Ян Порсеплис).

Среди натюрмортов выделяются «завтраки» (Питер Класс, Виллем Клайз Хеда). Жанр натюрморта «ванитас», т.е. суета, предполагал изображение предметов, напоминавших о бренности земного – свечи, часы, черепа, увядшие цветы (Бартоломеус Браун Ст.). Мастером цветочных букетов считался Ян Давид де Хем.

Популярны были сюжеты дидактического и гротескового характера. Примером могут быть картины Стена Яна «Беспутный дом» и «Риторики в окне». Последняя картина представляет зрителю подвыпившую компанию, которая вместо того, чтобы отсидеться дома, выставила в окне на публичное обозрение свою глупость и недостойное поведение.

Вероятно, что Ян Вермеер по прозвищу Дельфтский был одним из самых успешных художников своего времени. Меценаты покупали его картины за хорошие деньги. Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы. На картинах «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Молочница», «Девушка с жемчужным ожерельем», «Бокал вина», «Офицер и смеющаяся девушка» представлена одна и та же комната дома Вермеера. Часто моделью служила жена художника Катарина Болнес. Несомненный шедевр Вермеера – «Девушка с жемчужной серьгой». Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя, которого она только что заметила; внимание фокусируется на жемчужной сережке в ухе девушки.

Для живописи, скульптуры и графики рококо – позднего барокко, характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. Французский художник Жан Антуан Ватто (1684-1721) был создателем типичного для рококо жанра, называемого «галантными празднествами». Картины из жизни аристократического общества написаны лирично, иронично и с долей меланхолической грусти из-за впервые почувствованного в искусстве разлада мечты и реальности. Колорит Ватто содержит новые цвета: серые, бледно-сиреневые и бледно-розовые.

Литература барокко

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.

Антитеза – риторическое противопоставление, как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях: при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою. А также, когда противоположные образы в совокупности выражают нечто единое, или для оттенения другого образа.

Параллелизм, или повторы – расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста.

Градации – ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности.

Оксюморон (букв. острая глупость) – сочетание слов с противоположным значением, т.е. сочетание несочетаемого: «Жизнь – сон», «Мещанин во дворянстве», «Живой труп», «Обыкновенное чудо», «Зияющие высоты», оглушительная тишина.

Для барочной литературы свойственна легкая печаль по поводу двойственности природы человека и самого бытия. Модно противопоставлять добродетель и порок, нищету и богатство.

Разрабатывались жанры: пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия. В текстах присутствует аллегорическое толкование, диалоги с намеками, иносказанием. Сюжет обязательно должен содержать переодевание и путаницу. Жизнь трактуется как сон; то, что видится, лишь кажется. В стихотворении «Кто он?» французского поэта Жана Оврэ (1590?–1622) представлена барочная концепция человека и мира:

Так кто ж он, человек, столь чтимый иногда?

Ничто! Сравненья все, увы, не к нашей чести.

А если нечто он, так суть его тогда –

Дым, сон, поток, цветок... тень. – И ничто все вместе.

Термином «комедия плаща и шпаги» обозначается испанская бытовая комедии нравов XVII в. Название произошло от обязательных предметов театрального реквизита, необходимых для постановки. Показательной для жанра является пьеса Кальдерона «Дама-привидение», где все весело ошибаются по поводу сущности и поведения друг друга. Наследие Лопе де Вега включает как комедии данного жанра «Собака на сене», «Учитель танцев», так народную драму «Фуэнте Овехуна». Это название деревни, в переводе означающее «Овечий источник». Это история о том, как простая крестьянская девушка Лауренсья смогла защитить свою честь от посягательств командора ордена – гостя сеньора своей деревни. В первоначальном варианте пьеса заканчивается сначала массовой пыткой крестьян деревни в ходе следствия кто убил командора; все отвечают одно – Фуэнте Овехуна. Судья доносит королю Кастилии о том, что виновного найти не удалось. Пришедшие к королю крестьяне клянутся в верности монархии. В современных постановках сцена поклонения монарху обычно опускается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: