Английское Просвещение

Даниэль Дефо (ок. 1660 – 1731) – знаменитый писатель-романист, ставший популярным не только у взрослого, но и у детского читателя. Мировую славу принес ему один роман – «Приключения Робинзона Крузо». Однако творчество Дефо в целом более разнообразно: он был талантливым публицистом, автором острых памфлетов в стихах и прозе, исторических трудов, книг о путешествиях, создал семь романов.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) – первый просветительский роман Англии. Основа сюжета романа – события, изложенные в очерке английского журналиста Стиля «История Александра Селькирка» (1713), в котором рассказывалось о действительном происшествии с матросом, проведшим четыре года на необитаемом острове. Дефо преображает эту историю в своеобразную просветительскую притчу. При этом он хочет создать впечатление подлинных воспоминаний реального лица: перед читателем как бы записки самого Робинзона. Дефо заботится о естественности языка и композиции повествования, насыщает его достоверными деталями. Рассказывая во всех подробностях о 28 годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в литературе развернуто и по-своему поэтически описывает созидательный труд, борьбу человека за свое выживание, а затем и своеобразное процветание. Главный герой романа воплощает один из типов просветительского «естественного человека». Но в отличие от более поздних взглядов Руссо и его последователей Дефо не противник цивилизации и потому не только сам Робинзон цивилизует вокруг себя природу, олицетворяя своими действиями историю человеческой цивилизации в целом, но и приобщает к цивилизации другого «естественного» героя, «дитя природы» – Пятницу.

В это повествование вплетены не только социальные, но и экономические идеи. Островное хозяйство Робинзона представляет собой экономическую модель, соответствующую ранним трудовым теориям стоимости.

В истории своих героев Дефо воплощает оптимистический просветительский взгляд на прогресс человеческого общества и возможности человека. Как Дон Кихот, Гамлет или Фауст, Робинзон Крузо стал тем, кого называют вечным спутником человечества. Роман в целом породил целую жанровую традицию так называемых робинзонад.

Джонатан Свифт (1667 –1745) – замечательный английский писатель-сатирик XVIII в., прославивший свое имя увлекательным и остроумным романом «Путешествия Гулливера». Роман, который принес Свифту мировую славу, «Путешествия Гулливера» (1726), это увлекательное произведение, ставшее излюбленным чтением не только взрослых, но и детей, – сатирический философско-политический роман-памфлет. Образ главного героя, Гулливера, соединяет четыре основных части произведения. В каждой из них описано очередное путешествие персонажа. Свифт использует сказочные образы и фантастические ситуации, перемежая их с вполне реальными деталями и так создает впечатление достоверности. Свифт остается просветителем, который не только бичует пороки, но и призывает к их исправлению. Его герой прославляет счастливое и справедливое царство гуингнмов – разумных лошадей, сам же автор относится к этим созданиям собственного воображения несколько иначе, с большей иронией и скептицизмом, чем Гулливер. Для него царство гуингнмов — прежде всего саркастическая пародия на утопию. Скучное благополучие лошадиного государства столь же относительный образец для подражания, как и другие варианты государственного устройства, с которыми Свифт сталкивает Гулливера. И сам персонаж меняет не только свой масштаб, но и характер в зависимости от того, оказывается ли он в стране лилипутов или великанов, в Лапуте или в царстве лошадей. Человек и общество предстают в романе английского писателя как мир относительных истин и ценностей, и потому его сатира так язвительна и горька.

Роберт Бернс (1759 – 1796) – блестящий шотландский поэт XVIII в. Роберт Бернс был по происхождению бедным крестьянином. Всю жизнь жил в нужде, тяжело трудился, потому особенно понимал и сочувствовал таким же, как он, беднякам. Приобрести знания помог Бернсу сельский учитель, заметивший способности юноши. Кроме того, будущий поэт сам много читал, занимался и впоследствии не уступал в своих знаниях самым образованным столичным литераторам. Бернс начал писать рано, его первое стихотворение появилось, когда поэту было 15. Первый сборник стихотворений был опубликован в 1786 г., несколько раз переиздавался с дополнениями. С самого начала обозначились главные темы поэзии Бернса – простые и вечные: природа, человек, любовь, дружеские отношения. Но одновременно в его стихах показаны и беды тружеников, общественное насилие, разоблачается бездушие и жадность богатых, лицемерие общества:

К черту тех, кого законы

От народа берегут!

Тюрьмытрусам оборона,

Церквиханжества приют

(кантата «Веселые нищие»).

Главные герои стихотворений Бернса – крестьяне, ремесленники – пахарь, кузнец, пастух, угольщик, лудильщик. Основной в творчестве Бернса можно считать тему «честной бедности», в которой находит выражение оптимизм поэта, его вера в народ:

Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

При всем при том, при всем при том

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

(«Честная бедность»).

Бернса по праву называют народным поэтом: не только тематика его стихотворений, но и их поэтическая форма связаны с народной традицией. Бернс прекрасно знал фольклорную поэзию Шотландии и Англии, собирал, записывал и обрабатывал народные песни, использовал их традиции в собственных сочинениях. Отсюда идет то особое сочетание высокого мастерства и простоты, которое отличает поэзию Бернса. В России стихотворения Бернса приобрели популярность благодаря блестящим переводам С.Я. Маршака.

Литература эпохи Просвещения: Франция и Германия

Вольтер (1694 – 1778): Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный символ эпохи Просвещения, «не человек, но век», как говорил о нем другой знаменитый французский писатель – Виктор Гюго. Его гражданская роль, его общественная позиция и деятельность просветителя имели важное значение и для его современников, и для последующих поколений. Творчество Вольтера необычайно разнообразно и по тематике, и по жанрам, и по стилю. Писатель отдает дань всем художественным течениям эпохи от классицизма до сентиментализма и всем жанрам: трагедии, эпопее, исторической хронике, эпиграмме, героико-комической поэме, философскому эссе. Но самое популярное в наследии Вольтера, самое неувядающее в нем – это его остроумные и изобретательные, изящные и глубокие, веселые и серьезные в одно и то же время философские повести. Лучшая среди них – «Кандид». После всех испытаний, выпавших на его долю, герой повести Кандид не становится пессимистом, а выбирает мудрую жизненную философию, содержащуюся в изречении «надо возделывать свой сад», т.е. нести ответственность за «свое» жизненное пространство и посильно улучшать его.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) прославился своим романом «Юлия, или Новая Элоиза». Основные проблемы, прославление природы и добродетели, решаются здесь с помощью «сердечного воображения». Поэтому одновременно роман является своеобразной энциклопедией чувств периода сентиментализма. Роман написан в форме писем. Руссо изображает историю любви девушки из знатной семьи Юлии к бедному учителю Сен-Пре. Любовь предстает здесь как естественное чувство, которое способно разрушить предрассудки и общественные условности. В последних трех частях Руссо прославляет нравственный долг, говорит об обязанностях человека перед семьей, обществом. Это история замужества Юлии, которая подчинилась воле отца и вышла замуж за равного ей по общественному положению Вольмара, история благотворного брака без страстной любви.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732 – 1799) – французский драматург. Автор трилогии о Фигаро: комедии «Севильский цирюльник» (1775, пост. 1794), «Женитьба Фигаро» (1784, пост. 1787) и мелодраму «Преступная мать» (1794). Он внес живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышленого и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро не только «нерв интриги», но и ее идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лег в основу 2-й части трилогии о Фигаро – комедии «Женитьба Фигаро». В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности – все проникнуто пафосом негодования, издевки по адресу изживших себя аристократических привилегий. В 3-й части трилогии «Преступная мать» остепенившийся, лишенный задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) – вершина не только немецкого, но и европейского Просвещения. Наследие Гете разнообразно и огромно: это стихотворения, поэмы, повести и романы, воспоминания и статьи. Художественный метод Гете называют универсальным: в нем сочетаются черты барокко и рококо, сентиментализма и классицизма. Два основных этапа творчества писателя – это период «Бури и натиска» (до 1775 г.) и период «веймарского классицизма». «Буря и натиск» – так назывался период в развитии немецкой литературы (по заглавию пьесы «Буря и натиск» Ф.М. Клингера), продолжавшийся с 1770-х гг. до конца XVIII в., в течение которого молодая немецкая интеллигенция борется против устаревших условностей классицизма в искусстве, за «абсолютную свободу творчества» и «следование природе». Период «бури и натиска» подготовил наступление эпохи романтизма в немецком искусстве (начало XIX в.). В этот период Гете собирает народные песни и создает новый тип лирики. К этому же времени относится и роман «Страдания юного Вертера». В основе романа – реальное биографическое переживание, связанное с несчастной любовью самого писателя – его влюбленностью в Шарлотту Буфф, невесту секретаря ганноверского посольства Кестнера. Эффект романа был оглушительным, а его воздействие на нравы весьма драматическим: волна самоубийств (по примеру самого Вертера) прокатилась по Европе. Произведение знаменовало одновременно писательскую зрелость и идейный кризис писателя, который разочаровался в индивидуалистическом бунте «бурных гениев» «Бури натиска».

«Фауст» – самое значительное произведение зрелого творчества Гете. Его часто и справедливо называют поэтическим завещанием писателя человечеству. Над этой книгой Гете работал более шестидесяти (!) лет. В основу сюжета положена старинная легенда об ученом-чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. Главная проблема книги сформулирована в прологе. Это «вечные», философские вопросы: что такое человек? В чем его сущность? Спор между Господом и Мефистофелем призван разрешить Фауст – беспокойный, ищущий герой. Познав книжную мудрость, он ощущает, что еще не понял главного – «вселенной внутреннюю связь». Поиск истины Фауст осуществляет в непрестанном споре с Мефистофелем. Испытания-соблазны, которым подвергает Мефистофель Фауста в первой части трагедии, протекают в обстановке повседневности, в реальном мире. Вторая часть – более сложное, условное повествование, где действуют исторические и мифологические персонажи.

Фридрих Шиллер (1759 – 1805) – замечательный немецкий поэт и драматург эпохи Просвещения. В четырнадцать лет он был по приказу герцога Вюртемберга зачислен в недавно открытую академию для подготовки государственных чиновников. Шиллер смог получить здесь глубокие знания по истории, философии, естественным наукам, медицине. В 1780 г. еще в академии, тайком, по ночам Шиллер начал писать свою драму «Разбойники». В 1781 г. она была издана анонимно, а в следующем году одна из лучших театральных трупп в столице соседнего герцогства – Пфальцского, поставила ее на сцене. За самовольный отъезд на премьеру своей пьесы, которая была настоящим триумфом, Шиллер был посажен под арест на две недели. К тому же ему категорически запретили заниматься литературой. Шиллер решился на побег из Вюртембергского герцогства и пять лет скитался по разным городам Германии, пока не поселяется в Веймаре, где жил Гете. Дружба и творческое общение с Гете помогли развитию писательского таланта Шиллера. Как и Гете, Шиллер проходит в своем творчестве два основных этапа – период «Бури и натиска» и «веймарского классицизма».

Драма «Разбойники» – самое яркое драматическое произведение периода «Бури и натиска». Пьеса обращена против тирании во всех ее проявлениях. Важный мотив пьесы – мотив «благородного разбойника» – одновременно взят и из литературы, английских баллад о Робин Гуде, и из истории реально существовавших разбойничьих банд в Германии. Популярная тема вражды двух братьев, которую часто использовали немецкие драматурги этого периода, решена как масштабный гражданский конфликт. Каждый из братьев – «благородный разбойник» Карл Моор и циничный эгоист Франц Моор становятся почти символическими воплощениями добра и зла. Конфликт между героями углубляется и особым контрастным построением сцен, и языковым разнообразием. Великодушного и возвышенного героя мучает неизбежность насилия, у него возникают сомнения в необходимости и справедливости избранного пути. Таким образом, в своей драме Шиллер показывает и назревшую потребность переустроить общество, и антигуманность способов его насильственной переделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: