Феномен социальных инноваций

Путь к системному решению любой сложной проблемы прокладывается познанием производящих ее «ключевых» оснований и пространства производимого ею влияния. Поиск таких оснований сегодня фокусируется на факторе инноваций, который, традиционно определяясь как «двигатель прогресса» и, не утрачивая этого значения, одновременно проявляется в прямо противоположном значении. Преодоление этого противоречия усматривается в исследовании инноваций с выводом сложившегося их приложения за рамки экономической теории и формировании инноватики в широком ее представлении.

1. Понятийный контекст и поле инноваций в традиционном
и развивающемся представлении

Начало инноватики положено в сфере экономики, точнее – в предпринимательстве и по общему признанию связано с трудами российского ученого Н. Кондратьева и австрийского экономиста Й. Шумпетера. Открытие Кондратьевым больших циклов (длинных волн) конъюнктуры инициировало исследования причин этих циклов с выходом на существенное значение новшеств в развитии этих процессов на макроэкономическом уровне. Развивая идеи Кондратьева, Шумпетер ввел в научный оборот термин «экономическое развитие» и понятие «инновация», определив его как появление чего-то нового, неизвестного ранее, и ряд других понятий, относящихся к начатой им разработке теории инновационных процессов. При этом областью инновационной деятельности было определено предпринимательство. Изначальная привязка инноватики преимущественно к экономической сфере сохраняется до настоящего времени и существенно влияет на формирование ее понятийного инструментария. Приведем несколько типичных в этом отношении определений понятия «инновация».

Инновация – любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватору или его компания получают преимущество перед конкурентами.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса в практической деятельности.

Инновация – это магистральный путь, обеспечивающий постоянный рост и процветание компании. В качестве концентрированного выражения «приватизации» понятия «инновация» экономикой можно привести утверждение, что «конечным результатом инновации является коммерческий успех». Вместе с тем становится все более заметным выход исследователей проблематики инноваций за пределы экономической теории и практики. Анализируя различные варианты определения понятия «инновация», автор оригинального труда «Инновационная сага» В.М. Коновалов пишет, что инновацию, очевидно, не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, коммерческая по своей природе, подразумевает получение прибыли (доходов). Отношения между людьми не ограничиваются только экономической сферой (курсив наш – В.Р.). Например, важное место в жизни людей занимают политика, искусство, проблемы сохранения окружающей среды, образования, здравоохранения и т. д., т. е. то, что может быть отнесено к социальной сфере. Это не предпринимательство, не бизнес. Но и здесь возможны инновации. Еще шире и полнее раскрывают поле инноваций известные российские ученые Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец, которые представляют их как использование достижений человеческого ума для повышения эффективности деятельности в различных ее сферах. Инновации, по утверждению авторов, могут быть технические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и т. п. Этот перечень отнесения инноваций к различным сферам жизнедеятельности человека и общества можно вслед за названными авторами продолжать с выходом на заключение о том, что полем инноваций является все социальное пространство человечества. В контексте современного этапа эволюции общества как особой эпохи общественного развития, отличающейся стремительным изменением социальной жизни, инновации становятся объектом возрастающего интереса социологов. Первой попыткой систематизации научных знаний в новой области социологии, изучающей сущность и закономерности порождения, развития и распространения инноваций в современном обществе, стала работа отечественного ученого Ю.А. Карповой «Введение в социологию инноватики». Предложенный автором подход рассматривает инновацию как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения. Определяя инновацию как новшество, прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы, Карпова формулирует положение об универсальной распространенности инновационных процессов, хотя, и относит, по умолчанию, эту универсальность только к жизни общества и человека. Заметным шагом в утверждении инноватики в ее социально-прикладном значении явился коллективный труд российских ученых, посвященный проблеме введения социальной инноватики в ряд учебных дисциплин. В работе представлены основные категории социальной инноватики, принципы и механизмы принятия инновационных решений, реализации инновационных программ и проектов, конкретные социальные технологии управления инновациями на региональном и местном уровнях. Они являются, по сути, заходом на формирование нового междисциплинарного направления в обществоведении – инноватики управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: