Природные основания социальных инноваций

Разработка теории социальной инноватики уже на стадии предварительного обсуждения столкнулась с точкой зрения оппонентов о некорректности выведения ее корневых оснований из положений, раскрывающих процессы креативного самообновления в природе, и недопустимости использования в описании этих процессов понятия «инновация». Аргументируется эта точка зрения тем, что инновации являются якобы исключительно результатом творчества человеческого ума. Такого рода суждения, очевидно, исходят от сложившегося и сохраняющегося в настоящее время разграничения культуры наук о природе (естествознание) и обществе (обществоведение), ставшего сегодня существенным, если не сказать кризисным фактором торможения процесса развития научного знания в целом. Этот развод явился продуктом господствовавшей в течение последних 300 лет классической рационалистической парадигмы, вознесшей человеческий разум на высочайший пьедестал, с которого обществоведы с чувством исключительности их научной области посматривают на природу, отводя ей роль «среды» в жизнеустройстве человека. Признавая субъективность креативности, т. е. ее свойственность только интеллекту, эта парадигма наделила человека статусом творца не только своей жизни, но и устройства природы, представляя ее неким косным образованием, подлежащим преобразованию в интересах человечества. Чем природа уже ответила и «оглушительно» для жизни людей и общества отвечает сегодня – мы видим. Налицо разрушительный ответ самоорганизующегося природного мира обществу и человеку на их управленческое вмешательство, не основанное хотя бы на представлении о чрезвычайной сложности этого мира, и поэтому разрушительное по своим результатам не только для «объекта управления», но и для себя. Парадокс столь трагически сложившихся отношений природы и человека усматривается в том, что ученик (человек), не превзошедший своего учителя (природу) в мудрости жизнедеятельности, взялся его учить и преобразовывать на основе своих явно скромных знаний о самоорганизующемся мире. Прологом к научному пониманию и поиску путей преодоления этого кризиса послужил фундаментальный труд выдающегося российского ученого А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)», в котором автор еще в начале ХХ века обосновал единство методологических оснований исследования организационных процессов, происходящих в природе и обществе. К сожалению, в связи со значительной прогрессивностью произведенных А.А. Богдановым открытий его труд тогда не был понят, и многие положения тектологии были заново открыты только по прошествии многих лет. В настоящее время, когда сложность отношений как между природой и обществом, так и в самом обществе достигла высочайшей степени, эту эстафету несет синергетика. Одним из фундаментальных ее выводов является положение о коэволюции, единстве механизмов продвижения в будущее всего сущего. Являясь меж- и трансдисциплинарным направлением в науке, синергетика открывает методологические основы преодоления разрыва между научными дисциплинами как «по горизонтали», так и «по вертикали» в исследовании уровней бытия и событийных процессов. В этом качестве синергетика, как и тектология, предстает в значении проводника и катализатора в процессе формирования новой научной парадигмы, в которой синергийно сопрягаются, взаимно проникают и дополняют друг друга методологические основания естествознания и обществоведения, образуя тем самым единое пространство научного познания с выделением общего и особенного в эволюционной иерархии. Процесс обновления – сущностное свойство движения, в какой бы форме и на каком бы уровне реальности оно ни происходило. Креативное обновление * является результатом особого вида движения, производимого самоорганизацией, которая также относится к всеобщим свойствам реального мира. Возникновение нового в какой-либо области пространства в той или иной степени влияет на характер движения в других его областях. Происходящие при этом трансформации определяют новую конфигурацию общего движения взаимодействующих объектов. Таким образом, на основании того, что возникновение нового и процесс его распространения в среде, а также результат этого процесса, проявляющийся качественным обновлением объектов и их функций в зоне его действия, присущи всем проявлениям реальности, инноватику можно считать всеобщей наукой креативного обновления. Предметом исследования в инноватике определяется инновационный процесс, раскрывающий закономерности развития «жизненного» цикла новшества, начиная с его возникновения (новация) и распространения (инновирование) с проявлением результата (инновация) до рутинизации (превращение в обычность). Использование при этом названия науки и относящихся к ней ключевых понятий, сформулированных в экономической инноватике, представляется вполне корректным в связи с их соответствием содержанию предмета исследования, являющегося общим для всех процессов креативного обновления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: