Природа инноваций

Несмотря на возрастающий интерес практики к инновациям и оживленный отклик на него ученых, в настоящее время инноватики развивается внутри своеобразного круга. В какой бы отрасли и на каком бы уровне жизни общества ни проводились исследования инновационных процессов, все они за малым исключением замкнуты на проблему достижения с помощью инноваций успеха в экономической (коммерческой) деятельности. Соответственно этому, научный поиск направлен на прагматические цели и ведется преимущественно на нижнем уровне науки – прикладном, развитие которого без опоры на фундаментальные основания рано или поздно сталкивается с кризисом. Выход в ряде работ на значение человеческого разума в генезисе инноваций не поднимает научного уровня инноватики. Нотационные идеи, изобретения, новые технологии – все это результаты ограниченного прагматическими целями движения научной мысли и, соответственно, работы человеческого разума на заниженном уровне его возможностей. К тому же, только ли в поле сознательной человеческой деятельности производятся инновации? Разве не знакомы нам инновации, возникающие в жизни общества спонтанно, т. е. независимо от сознания и воли человека? Разве природа остановила свой творческий процесс и закрыла от человека свои новации? И наконец, может ли человеческий разум творить, пребывая вне природы, не осмысливая процесс ее творчества, тем более что сам он сотворен в глобальном, если не сказать вселенском, хаосе природных творений и развивается в процессе их познания? Вывести инноватики на высокий теоретический уровень и соответственно придать ей большее значение в практике жизнеустройства человека и общества возможно только при условии развития у ее разработчиков и пользователей инновационного мышления, для чего необходимо их погружение в методологию инноваций. Исследование природы инноваций имеет методологической целью выявление корневых оснований этого феномена, определение их значения в генезисе и развитии инновационных процессов на различных уровнях реальности. Современный этап развития методологии характеризуется сильным влиянием на развитие научной мысли фундаментального пересмотра картины мира. Сформировавшееся и закрепившееся в индустриальной эпохе представление о нем как об упорядоченной «системе систем», в которой все подчинено неизменным законам, размывается формирующимся образом непрерывно и бесконечно длящегося процесса изменений. Этот образ мира, получивший название «процессуальный», распространяется на все уровни реальности, в связи с чем становится базисной основой методологии познания всего происходящего в природе и жизни человечества. Изменения – производное движения и проявление его сущностного значения в мировом процессе. В этом контексте категория движения представляется в значении «стволового корня» оснований в исследовании природы различных изменений, в том числе тех, которые названы инновационными. Именно с этим связано стремление современной науки к изучению, прежде всего, динамического качества реальности – событий, ситуаций и связанных с ними изменений, а не только вещей и состояний. Новое – это все то, что впервые возникло в ходе движения и взаимосвязано с существенными изменениями его характеристик. Обновление движения в совокупности его временных (динамика), пространственных (формы) и качественных (свойства) характеристик – источник бесконечно длящегося миростановления. Известный французский философ лауреат Нобелевской премии Анри Бергсон пишет: «Вселенная длится. Чем глубже мы постигаем природу времени, тем ярче понимаем, что действительность есть изобретение, создание форм, беспрерывные разработки абсолютно нового». Обновляющая динамика мира, по Бергсону, есть процесс и результат напряженного взаимодействия двух встречно направленных сил – порыва и сопротивления. Порыв направляет движение вверх – это подъем, сопротивление – спуск, падение. В текстологии этот процесс рассматривается в контексте взаимодействия дезорганизации и организации, в синергетике – беспорядка и порядка. Основанные на этом представлении подходы взаимосвязаны и выводят на феномен самоорганизации как общего в природе творящего начала. Активности и сопротивления возникают и взаимодействуют в движущейся неоднородной среде. Неоднородность – сущностное свойство мира. Неоднородны созданные природой во множестве элементарные образования. Неистощимо многообразие формирующихся на их основе соединений, различающихся по структуре, энергетике, характеру влияния на окружающую среду, способу реагирования на ее воздействия и т. д. Все эти различия, претерпевающие непрерывные изменения, определяют динамичную неоднородность всего природного пространства. Неравномерное и постоянно изменяющееся распределение неоднородности среды, проявляющееся пространственно-временной сменяемостью рассеянности и концентрации плотности вещества, энергии и организации в различных локусах реальности образует картину бурлящего хаотизированного потока, выступающего носителем различных форм будущего, полем множественных путей эволюции и эманаций. Различие локусов реальности по рассеянности и концентрации движущихся в этом потоке элементов и их соединений определяет особенности взаимодействия активностей и сопротивлений и является исходным основанием процесса генезиса и распространения нового. Движение из локуса концентрации в область рассеянности может происходить без начальной встречи с сопротивлением. Например, необратимые процессы обмена теплом, расширения газа, рассеивания облака протекают в сторону меньшей концентрации молекул, т. е. в условия, представляющие большее число степеней свободы. Активность здесь возникнет в случае, когда различия в концентрации элементов в одной части пространства и «свободы» в другой значительны, и в связи с этим нелинейно возрастает скорость перемещения («эффект воронки»). Возникающий при этом сточный вихревой поток вовлекает в общее движение прежде разрозненно двигавшиеся элементы, соединяя их в различные формы. Происходящий в этом процессе интенсивный сток элементов из локуса их концентрации изменяет раньше сформировавшиеся в нем конфигурации, обновляя их в результате разрушения связей. В итоге возможен переход этого локуса в состояние рассеянности элементов и их движений. Такого рода обновление, производимое сточным движением, относится к упрощающим. Это путь к гомогенизации, обвальному распаду раньше возникших структур до элементов и неустойчиво структурированной «мелочи», оседающей на дно провала, образовавшего вихревой сток. Фундаментальное, повышающее сложность реальности обновление происходит в результате возникновения новшеств, распространяющееся влияние которых радикально преобразует основы среды, придавая ее компонентам новые качества, обеспечивающие более высокую эффективность производимых ими действий. Генезис таких новшеств – результат кризисной встречи активности с сопротивлением и процессом его преодоления. Характерен в этом отношении пример, приведенный основоположником синергетики Германом Хакеном с иллюстрацией процесса обтекания препятствия жидкостью при разных скоростях ее движения, которые возрастают по мере «накачки» энергии. При малой скорости обтекания препятствия сохраняется ламинарное течение. При более высокой скорости за препятствием с обеих его сторон появляется пара вихрей. При еще более высокой скорости возникает динамическая картина – вихри теперь осцилируют. Наконец, при дальнейшем увеличении скорости появляется нерегулярная картина – турбулентный поток, в котором разупорядочиваются прежние структуры и формируются новые. Механизм такого взаимодействия активности и сопротивления рассматривается с синергетических позиций в контексте взаимодействия беспорядка и порядка. При этом беспорядок выступает как источник активности, а порядок – как источник сопротивления. В отличие от классического представления беспорядка как антипода порядка, синергетика рассматривает его как творящее начало нового порядка. Организация и порядок – это определенность состояний, скованность связей, отношений и характера действий. «Идея определенности, будучи рассмотренной в ее исторической перспективе, связана с отрицанием времени и новизны, а следовательно, также и креативности» – утверждает основоположник теории диссипативных структур И. Пригожин. Однако подчеркнем, что беспорядок, как и порядок, рассматриваемые сами по себе, не производят ничего нового. Они не могут рассматриваться в отдельности или в со-стоянии, т. е. в положении равнодействия сил активностей и сопротивлений. Во всяком случае, природа не представляет нам такой картины. Новое возникает (вернемся к выше представленной посылке А. Бергсона) только в их непрекращающемся взаимодействии, в процессе перемешивания, взаимопроникновения создания и разрядки напряжения сил активностей и сопротивлений в общем поле взаимовлияний и взаимопереходов. Возникновение нового – это момент нелинейного синтеза беспорядка и порядка, когда ситуация напряженного «балансирования на краю хаоса» разряжается согласованным движением разрозненно и разнонаправленно двигавшихся до этого элементов и разнородных структур с образованием на выходе коэволюционирующей сложности. Процесс обновляющего взаимодействия беспорядка и порядка представляет собой текучее поле встречи прошлого и будущего, именуемое настоящим. В настоящем действуют управляющие параметры, возникшие в прошлом и фиксированные в социальной памяти, возникающие вновь и виртуальные, т. е. зарождаемые будущим. Беспорядок здесь выступает агентом взаимодействия в настоящем сотворенного прошлого и возникающего будущего. Из прошлого он несет элементы зарождавшегося в нем, но не принятого или заглушенного сформировавшимся раньше порядком. Будущее беспорядок вносит в настоящее, размывая структуры, препятствующие продвижению и возвращая тем самым степени свободы связанным в них элементам. Побуждаемые активированным потенциалом прошлого и увлекаемые движением среды в будущее (стрела времени), свободные элементы кооперируются в новых вариациях, обновляя прежний порядок или заменяя его новым. Формирующиеся в этом процессе самоорганизации новые управляющие параметры во взаимодействии с актуальными долгоживущими управляющими параметрами прошлого включаются в контроль изменений, обеспечивая устойчивость системы в условиях непрекращающейся обновляющей «работы» беспорядка. Такую форму порядка мы называем динамической организованностью, в которой система инновируется дезорганизацией, оставаясь устойчивой за счет непрерывного своего движения, длящегося становления чем-то новым. Остановка обновления означает «смерть» беспорядка и «торжество» порядка, жестко сохраняемого организацией (статический порядок). Но это торжество иллюзорно, поскольку момент остановки обновления – это одновременно момент начала перехода порядка в беспорядок и соответственно движения к новому порядку. И так бесконечно. Фундаментальный труд французского ученого Э. Морена, посвященный исследованию генезиса порядка в беспорядке, раскрывает этот процесс как начало начал природы самой Природы. Это начало и дает нам представление о природных корнях инноваций и, соответственно, определяет методологические основания общей и специальной инноватики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: