Специфика методов Ваджраяны

Один из современных мастеров Ваджраяны

Ваджраяна — путь трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой Колесницы (Махаяны), но с характерными взглядом, поведением и методом медитации.

Методом являются визуализация образов медитативных божеств (см. Йидам), мантры, мудры, почитание Гуру.

Практика в системе Ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации Пути учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания, понимание пустотности и чистое ви́дение.

В Тибете ваджраяна считается венцом учения Будды.

Ваджраяна основана на концепции Ади-будды — верховного единого божества, по отношению к которому отдельные будды (в том числе исторический Гаутама) считаются только формами его воплощения. В ваджраяне разработана четкая иерархия существ:

  • будды,
  • бодхисаттвы,
  • пратьекабудды,
  • архаты,
  • идамы,
  • учителя веры,
  • местные божества.

По сути, ваджраяна — оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считаются не достоинства человека — парамиты, а тайная мантра. При этом считается, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь.

Как и в классическом тантризме, философские идеи в ваджраяне считаются недейственными без практики.

Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

В ваджраяне имеется отсутствующий в других направлениях буддизма институт «живых богов» как якобы реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей божественного пантеона в живых людей.

Священными текстами ваджраяны считаются «Ганджур» и «Данджур». В них наибольший упор делается на 2606 текстов, образующих 4 класса тантр: крийя-тантры (тантры действия), чарья-тантры (тантры исполнения), йога-тантры (тантры йогической медитации), анутара-йога-тантры (тантры отцовские и материнские).

· Модель работы кармы в буддизме

В буддизме считается, что карма играет большую роль не только в индивидуальной жизни человека. Она рассматривается как причина космогенеза, возникновения и бытия мира. Остаточная совокупная карма, сохраняющаяся в латентном, скрытом, состоянии, созревая, становится фактором, инициирующим возрождение мира, причиной начала нового космического цикла (Махакальпа) его существования. От кармы зависит дальнейшее существование человечества или всеобщее освобождение от новых рождений. Любые телесные, физические, вербальные или ментальные действия, в том числе помыслы, побуждения, имеют кармический аспект. Благие (кушала) поступки, заслуги (пунья, пуння) могут смягчить кармические последствия, но не уничтожить карму. Они неизбежно оставляют скрытые следы, формируя кармические семена (биджа) в сознании, которые при определенных обстоятельствах созревают, прорастают и проявляются, актуализируются, принося плоды (пхала, випака). Это вызывает волнение дхарм, порождает новые поступки, препятствующие освобождению. Неблагие (акушала) поступки имеют неблагоприятный кармический аспект, характер (кармасварупа). Карма определяет будущее рождение, будущую жизнь. Поступки, называемые смертными грехами, ведут к тому, что освобождение в этой жизни становится невозможным, человек обречен на смерть и новое рождение (утпада, упапатти, утпатти). К таким поступкам относят убийство матери, отца или святого, внесение раздора в жизнь общины, что не позволяет монахам сосредоточиться на спасении, и т.д. В буддизме махаяны считается, что кармические последствия могут проявиться при соответствующих условиях в одной жизни. Действия, ослабляющие плохую карму, называют «акарма». Неблагую карму, порождающую тяжелые неблагие последствия, называют черной. Благую карму, ослабляющую последствия дурных дел, называют белой кармой. Согласно Васубандху, карма может быть полностью уничтожена в процессе духовной практики при воздействии на каждый аффект (клеша), каждый импульс волнения, каждую вспышку дхарм. Самым эффективным считается мысленное воздействие (ихата) при созерцании всего поля сознания и последовательное уничтожение всех аффектов, дхарм и кармических семян. Святой может после очищения сознания не допускать больше притока новых аффектов в собственное сознание, возникновение в нем и созревание новых кармических семян. При этом он переходит в состояние нирваны. В теории дхарм карма трактуется как одна из них. Она обусловливает, координирует и регулирует вспышки других дхарм. С ней связаны творческие способности. При исчерпании индивидуальной кармы человек освобождается от новых рождений. С исчезновением совокупной кармы человечества исчезнет наш мир, представляющий иллюзорное образование из вспышек пустотных дхарм.

· Какие типы деятельности запрещены для буддиста (приведите 3-4 примера)

Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от

  • торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием;
  • служба в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии;
  • распространение алкоголя и наркотиков;
  • занятие проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и т.п.).

· Кто, согласно христианской эсхатологии, не воскреснет после / во время 2-го пришествия?

На сколько я поняла, воскреснут все люди и на Страшном Суде Иисус Христос и 12 апостолов будут судить всех: иудеев и язычников (Рим.2:9), живых и мёртвых (Деян.10:42; 2Тим.4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор.15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд.6; 2Пет.2:4). Таким образом они разделят всех на грешников, которые будут вечно гореть в аду, и праведников, которые будут пребывать в благословленном вечном мире (что-то типа рая).

· Иисус Христос в христианстве – Бог, или человек, или наполовину Бог, наполовину человек, или еще как-то (тогда как)?

Иисус Христос, в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. э. на кресте.

· Боговоплощение в христианстве, с одной стороны, и в политеизме (различные воплощения богов – в животных, предметы, людей), с другой: укажите принципиальные отличия в понимании.

· С каких пор в иудаизме нет священников? Почему?

С 70 г. По Р.Х. после разрушения последнего Храма. Потому как священники могут быть только в Храме. На место священников пришли раввины.

· Когда возникли следующие религии, направления, конфессии, произошли следующие события:

буддизм - старейшая из трёх мировых религий, возникшая на северо-востоке Индии в VI-V вв. до н. э. Её основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будды (букв, «пробуждённый» или «просветлённый»);

христианство - одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I в. н. э. В начале IV в. X. становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе;

ислам - Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. (VII в.) новой эры через архангела Джабраила;

протестантизм - одно из трёх главных направлений христианства. Его появление связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI в. в Европе. Название П. связано с протестом 6 германских князей и 14 городов против решения Шпейерского рейхстага (1529), проголосовавшего за нетерпимое отношение к лютеранству в Германии;

раскол в христианстве на православие и католицизм - 1054 г. н. э. Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).;

движение Реформации - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году[1], по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике;

разделение мусульман на шиитов и суннитов - 656—661 — Первая Фитна («смута»), вызванная убийством халифа Усмана: разделение на суннитов и шиитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: