Четвёртая Истина

Первая Истина

Дукха — Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание). Благородная истина о страданиях:

Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

Вторая Истина

Самудая — Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая (санскр. — источник дуккхи). Благородная истина о причинах страданий:

«Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других».

Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья Истина

Ниродха — Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха (санскр, букв. «подавление») — прекращение дуккхи). Благородная истина о прекращении страданий:

«Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы».

Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

Четвёртая Истина

Марга — Истина о путях к прекращению страдания (санскр. букв. «путь»). Благородная истина о пути:

«Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других».

Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

  1. Сформулируйте Трилакшану (Тилаккхану) (им.падеж - Трилакшана) – три признака, которые, с точки зрения буддизма, отличают его от всех других религий.

Трилакшана (санскрит).

Три догмата буддизма о трех признаках любого существования.

Первый догмат утверждает присущность, имманентность страдания, волнения возбуждения (духкха, дуккха) всему сущему.

Второй догмат раскрывает изменчивость (анитья, аничча), невечность всего в эмпирическом мире.

Третий догмат (анатма) объясняет отсутствие необходимости в представлении о субстанциальной душе (атман, джива).

Согласно учению, страдание, возбуждение присущи элементам бытия (дхарма), которые постоянно образуют новые комбинации. Это обусловливает бытие как процесс, который может быть непротиворечиво описан без понятия души. Волнение, вспышки дхарм, изменчивость их потока (сантана) и отсутствие субстанциального «я» (анатма, анатта) составляют основу буддийского мировоззрения, опирающегося на теорию дхарм, и буддийскую практику.

  1. Перечислите 12 основных догматов христианства (Символ веры).

1. Верую в единого Бога Отца,

Вседержителя, Творца неба и земли,

всего видимого и невидимого.

2. И в единого Господа Иисуса Христа,

Сына Божия, Единородного, Рожденного

от Отца прежде всех веков: Света от

Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, не сотворенного, одного

существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Ради нас людей и ради нашего

спасения сшедшего с небес и

принявшего плоть от Духа Святого и

Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятого же за нас при Понтийском

Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшего в третий день,

согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего

по правую сторону Отца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы

судить живых и мертвых. Его же царству

не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего

жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и

Сыном сопоклоняемого и

сопрославляемого, говорившего через

пророков.

9. В едину Святую, Соборную и

Апостольскую Церковь.

10. Признаю одно крещение для прощения

грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущего века. Аминь

(истинно так)

  1. Сформулируйте акиду (им.падеж - акида) – собрание основных догматов ислама(шахада (от араб. шахида - свидетельствовать) и иман).

Акида — исламское вероубеждение, форма раскрытия имана. Основа акиды суннитов состоит в шести столпах имана.

Русский перевод:

— Верю во Всевышнего Бога, в Его Ангелов, в Его Писания, в Его Посланников, в Судный день, в Предопределение. Верю, что и добро и зло создаётся Всевышним Аллахом. Верю, что Воскресение после смерти — истинно. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме одного единственного Бога, и Мухаммад — Его раб и посланник.

Шаха́да (араб. — свидетельство) — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама.

Русский перевод:

«Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Бога (Аллаха), и свидетельствую, что Мухаммад — раб и посланник Аллаха».

Часто первая часть шахады переводится как «нет Бога, кроме Бога (Аллаха)». «Аллах» — это одно из 99 имен Бога.

Има́н (араб. — убеждение в правильности исламских догматов).

Основа Имана — Вера в Единого Создателя. Главной задачей всех Посланников и Пророков как раз и был призыв к Вере в Единого Всевышнего Аллаха.

В Сунне точно определены шесть условий имана:

  • вера в Аллаха, в Его имена и атрибуты
  • в Ангелов
  • в Священные Книги
  • в Пророков
  • в Судный день
  • в Предопределение

Они кратко изложены в символе веры.

Для полного понимания и принятия Веры, кроме вышеуказанных шести условий нужно знать ещё о трёх:

  • Нельзя принимать Веру перед лицом неотвратимой смерти.
  • Не может верующий, следуя одним условиям Веры, отвергать другие.
  • Принимая все условия Веры, обязан выполнять их, не принижая ни одно.

По отношению к иману, люди подразделяются на три категории:

Мумин — человек, верующий, и высказавший эти убеждения в словесной форме.

Мунафик — человек, не верующий, но утверждающий в словесной форме о том, что верит (лицемер).

Кафир — человек, не верующий и высказавший своё неверие в словесной форме.

1. Дайте определения следующим понятиям:

  • Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 г. Начал употребляться в светском значении «оправдания власти».
  • Сотериология – представление о спасении. Спасение (сотериология) – обретение максимально желательного состояния после смерти – избавление от зла как морального (грех), так и физического.
  • Эсхатология – учение о конце (о конечных судьбах человечества).
  • Шру́ти (санскр. «услышанное») — канон священных писаний индуизма, изначальные богооткровенные ведические писания. Согласно принятой в современной индологической науке точке зрения, они не относятся к какому-то определённому историческому периоду, а принадлежат к различным этапам развития индуизма — от времени, когда были составлены самые древние ведические тексты — до послеведического периода Упанишад канона муктика. Другой основной категорией священных писаний индуизма являются смрити, которые основываются на авторитете шрути.
  • Смри́ти (санскр. «запомненное») — категория священных писаний индуизма. Термин обычно используется по отношению к богооткровенным текстам, дополняющим шрути — изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:
    • Дхарма-шастры или законы. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
    • Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну».
    • Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
    • Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.
    • Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.
  • Санса́ра, точнее — самса́ра (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

  • Ка́рма (санскр. «причина-следствие, воздаяние», от санскр. ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, причинно-следственный вселенский закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.
  • Дхарма (2 значения, которые были даны на лекциях)

«Дхармы» - Первоэлементы: лежат в основе мира. Вспышки психофизической энергии.

Дхармы могут быть:

-активными (носители качеств) и пассивными (успокоенная дхарма исчезает).

-время существует, они живут мгновение.

Дхарма – буддийское учение. Круг базовых идей.

А)4 благородные истины.

Б) Трилакшана.

С) Космология представления о том, как устроен мир.

  • Нирва́на (санскр. пали, «угасание, прекращение») — понятие в буддизме, обозначающее состояние освобождения от страданий. В бытовом смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости.

В буддизме нирвана:

o трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости;

o разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой;

o не поддается никаким определениям.

  • Са́нгха, Са́мгха, (санскр. «собрание, множество») — название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом. В более узком смысле — сонм существ, достигших определенной степени просветления.

В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырёхчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространённости учения Будды в стране или регионе.

В узком смысле, например при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобождённую Сангху, сообщество святых, освобождённых от иллюзии "эго" существ.

  • Тора - как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе́ево или Кни́ги Моисе́евы.

o В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога, отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.

o Слово «Тора» встречается также в смысле поучения или родительского наставления (Прит.1:8 и др.).

o Иногда Торой называют весь ТаНаХ.

o Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.

o В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

o Термин тора означает также учение — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

· Танах; масоретский текст — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету).

o Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

o Тора́ — Пятикнижие

o Невии́м — Пророки

o Ктуви́м — Писания (Агиографы)

o Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

· Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.

Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон).

· Ве́ды (санскр. «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов. Существует четыре Веды:

o Риг-веда — «Веда гимнов»

o Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»

o Сама-веда — «Веда песнопений»

o Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

Веды относятся к категории шрути («услышанное»)[8][9] и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются Самхиты — сборники мантр, к которым примыкают Брахманы, Араньяки и Упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим Самхитам.

· Трипи́така (санскр. «Три корзины») — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Типитака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, вовзводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

· Таинство в христианстве (лат. Sacramentum) — по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия.

Согласно основным источникам богословской традиции, в Библии слово «таинство» исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие

Причём первоначально христианская церковь ввела в свой культ всего два таинства — крещение и причащение, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств, на что указывается в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных в трудах отцов и учителей Церкви первых веков христианства:

1. Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;

2. Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;

3. Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);

4. Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: