double arrow

Структура психологического консультирования

Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.(Алешина).

БИЛЕТ. Принципы, структура и методы психологического консультирования. Специфические черты психологического консультирования.Специфика ситуации взаимодействия «консультант-клиент». Содержание позиции консультанта и позиции клиента.

Принципы психологического консультирования.

Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).

1) Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).

2) Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.

3) Не манипулятивный подход.

4) Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.

5) Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.

6) Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.

7) Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.

8) Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям

Структура психологического консультирования

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

? этап исследования проблем клиента, предполагающий:

1.установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

2.формирование климата обоюдного доверия;

поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

3.поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

? этап двумерного определения проблем, включающий:

уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;

определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы - возврат на стадию уточнения и прояснения;

? этап идентификации альтернатив, включающий:

обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;

побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

? этап планирования, содержащий:

сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

; осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

составление плана реалистичного решения проблемы;

разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

? этап деятельности, включающий:

последовательную реализацию выбранного плана действий;

учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;

обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

? этап оценки и обратной связи, включающий:

оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; обобщение достигнутых результатов;

анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: