double arrow

Психологическое консультирование в системе практической психологии


Билет 1.

Психологическое консультирование как вид помощи возник недавно, развился из психотерапии. Предпосылкой развития консультирования явилась потребность решать психологические проблемы, не имеющие клинических нарушений. В консультировании психолог сталкивается с проблемами повседневной жизни. Наиболее глобальная проблема – нарушение межличностных отношений и общения (между полами), неуверенность в себе, застенчивость, низкая самооценка, тоска, тревога. Патологии нет, но есть эмоциональные нарушения, которые можно сбалансировать. Консультирование не имеет четких границ, т.к. нет четкого определения (их множество).

Консультирование это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствования личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).

Психологическое консультирование существует в форме теоретической дисциплины, которая называется консультативной психологией и второе – практическая деятельность (вид психологической помощи).




Консультативная психологияраздел психологических знаний, содержащий систематическое описание, процесса оказания психологической помощи.

Исходная позиция консультативной психологии – специально организованный процесс общения консультанта и клиента, способствует актуализации дополнительных сил клиента, обеспечивающих выход из создавшихся ситуаций.

Проблемы:

• анализ сути процесса взаимоотношений, возникающих между клиентом и консультантом

• изучение особенностей процесса консультирования и ситуации, сложившихся в жизни клиента

• разработка технологий консультативного процесса, способствующих психологической помощи

• описание личностных черт, умений, установок консультанта

• систематизация и описание резервных и внутренних сил клиента, которые могут быть актуализированы в ходе оказания актуализированной психологической помощи

В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.

Цели(в разных школах):

• Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.

• Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.

• Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).

• Развивать навыки общения в межличностных отношениях.

• Облегчить реализацию повышения потенциала личности.



Отличие от психотерапии:

• В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.

• Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.

• По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).

• По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.

• Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.

• Тип клиентов. Консультирование – обычные люди (норма). Психотерапия – узкий круг людей, имеющих отклонения.

Консультирование часто связано с профилактикой. Причина – в обоих случаях ведется консультативная беседа

Принципы психологического консультирования.

Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).



• Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).

• Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.

• Не манипулятивный подход.

• Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.

• Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.

• Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.

• Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.

• Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям







Сейчас читают про: