Билет 1.
Психологическое консультирование как вид помощи возник недавно, развился из психотерапии. Предпосылкой развития консультирования явилась потребность решать психологические проблемы, не имеющие клинических нарушений. В консультировании психолог сталкивается с проблемами повседневной жизни. Наиболее глобальная проблема – нарушение межличностных отношений и общения (между полами), неуверенность в себе, застенчивость, низкая самооценка, тоска, тревога. Патологии нет, но есть эмоциональные нарушения, которые можно сбалансировать. Консультирование не имеет четких границ, т.к. нет четкого определения (их множество).
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствования личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).
Психологическое консультирование существует в форме теоретической дисциплины, которая называется консультативной психологией и второе – практическая деятельность (вид психологической помощи).
Консультативная психология – раздел психологических знаний, содержащий систематическое описание, процесса оказания психологической помощи.
Исходная позиция консультативной психологии – специально организованный процесс общения консультанта и клиента, способствует актуализации дополнительных сил клиента, обеспечивающих выход из создавшихся ситуаций.
Проблемы:
• анализ сути процесса взаимоотношений, возникающих между клиентом и консультантом
• изучение особенностей процесса консультирования и ситуации, сложившихся в жизни клиента
• разработка технологий консультативного процесса, способствующих психологической помощи
• описание личностных черт, умений, установок консультанта
• систематизация и описание резервных и внутренних сил клиента, которые могут быть актуализированы в ходе оказания актуализированной психологической помощи
В современной психологии практические цели консультанта определяются неоднозначно, при этом каждое направление рассматривают цели в соответствии с теоретическими положениями.
Цели(в разных школах):
• Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивнее и испытывать удовлетворение жизнью, не смотря на социальные условия.
• Формирование навыков в преодолении трудности при столкновении с новыми жизненными трудностями.
• Обеспечить объективное принятие жизненно важных решений (совершать самостоятельные поступки, распределить время и т.д.).
• Развивать навыки общения в межличностных отношениях.
• Облегчить реализацию повышения потенциала личности.
Отличие от психотерапии:
• В консультации решается широкий круг проблем, в психотерапии более узкий, при этом идет переструктурирование личности.
• Консультирование и терапия ориентируются на разные сроки взаимодействия. Консультирование – 4-6 встреч, а терапия – месяцы, годы.
• По проблеме – консультирование – клиент жалуется на другого, психотерапия – суть жалобы «Я сам» (я не уверен в себе).
• По форме работы. Консультирование – изменение установок, отношения. Терапия – перестраиваются формы психики.
• Базовые положения. Психотерапия – концепция болезни, консультирование – база – норма, решение проблем за счет эклектических методов.
• Тип клиентов. Консультирование – обычные люди (норма). Психотерапия – узкий круг людей, имеющих отклонения.
Консультирование часто связано с профилактикой. Причина – в обоих случаях ведется консультативная беседа
Принципы психологического консультирования.
Психолог консультант в своей деятельности опирается на этический кодекс (свод правил и приемов, который регламентирует отношение в системе психолог – клиент и защищает клиента).
• Доброжелательность и безоценочное восприятие клиента (комплекс поведенческих реакций и действий, обеспечивающих нормальное взаимоотношение – умение слушать, оказывать поддержку, не осуждать).
• Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. В момент работы психолог ориентируется не на социальные нормы, а на ценности и идеалы клиента.
• Не манипулятивный подход.
• Запрет на совет. Совет снижает ответственность клиента, у него формируется пассивное отношение к неудачам, они приписываются советчику.
• Принцип анонимности. Информация никому не передается и не используется. Исключение – если обнаружены психологические нарушения.
• Разграничение личных и профессиональных отношений. Не переходить на дружеские отношения, не восхищаться и не осуждать, не помогать близким, родственникам, друзьям.
• Принцип системности. Выявление всех предполагаемых проблем и выстраивание их в систему. Нужно для создания целостной картины и определения факторов.
• Принцип включения клиента в процесс консультирования. Подвести человека к ярким эмоциональным переживаниям