Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Общелингвистические основы стилистики: стилистическая парадигма и выразительные средства языка




Стилистическая парадигматика – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических факторов речи. С. п. лежит в основе стилистики ресурсов и составляет стилистику языка.

Стилистическая парадигма — это совокупность лексем и лексико-семантических вариантов, принадлежащих одной части речи, близких по сигнификативному и денотативному компонентам значения, и различающихся по стилистическому слою, т.е. по прагматическому компоненту.

Стилистические парадигмы пронизывают все уровни языка – фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

В области фонетики стилистическую парадигму образуют варианты фонем или собственно стилевые реализации фонем. Напр., использование в речи фрикативного г вместо г взрывного несет очевидную стилистическую информацию о том, что говорящий является носителем одного из южнорусских диалектов; употребление нередуцированного о в безударной позиции – признак северного говора; ударения в словах искрá, кáучук, компáс, свидетельствуют о профессиональном жаргоне; просторечию принадлежат формы "чё" вместо чего или "што", "тока" вместо только.

В парадигматической морфологии стилистической значимостью обладают синонимия и вариантность в употреблении морфологических категориальных форм. Напр., разг. стиль маркируется вариантами падежных окончаний существительных (двести грамм), употреблением форм 1 л. глаголов и местоимений в значении 2 л. (Ну, как мысебя чувствуем?), использованием наст. времени глаголов в функции прош. и буд. времени (Прихожу я вчера домой и узнаю: уезжает через неделю); для науч. стиля характерно употребление ед. числа сущ. в значении мн. числа (Дуб – порода светолюбивая), 2 л. местоимений и глаголов в значении 1 л. (в результате… мы приходим к выводу).

Важнейшим источником стилистических ресурсов языка являются стилистические парадигмы слов, т.е. парадигматическая лексика. Лексика подразделяется на стилистически нейтральную и стилистически окрашенную; в свою очередь, стилистически окрашенная лексика в зависимости от типа окраски дифференцируется далее на эмоционально-экспрессивно окрашенную и функционально-стилистически окрашенную.

Экспрессивные и эмоциональные слова имеют постоянную стилистическую окраску и дифференцируются – с учетом положительной или отрицательной коннотации – на высокие – нейтральные – низкие.

Существуют и более дробные классификации стилистических пластов лексики в зависимости от характера ее эмоционально-экспрессивной окраски. Скребнев выделяет 3 степени повышения и понижения эстетической ценности слова сравнительно с нейтральной. Минимально повышенной ценностью обладают книжно-литературные слова, употребляемые в офиц. речи без каких-либо "стилистических претензий" (лекция, доклад). Средняя степень повышенной стилистической ценности свойственна словам, употребляемым говорящим с целью придания высказыванию окраски торжественности, принадлежности к высоким эстетическим сферам глобальный, тотальный, монументальный. К максимальной степени повышения относится поэтическая лексика – архаическая (ланиты, длань), традиционно трафаретная (тишь, синь, гладь) и некоторые авторские новообразования. Стилистическая градация лексики, лежащей ниже нейтрального пласта, включает минимально сниженные, так наз. разг. слова (сгущенка, декрет, диплом). Значительной степенью снижения обладают арготизмы, выражающие неодобрительное, юмористическое или небрежное отношение к предмету речи (железно в значении обязательно). Максимально сниженными являются чрезмерно грубые по своим коннотациям арготизмы.




К области с. п. относится также лексическая синонимия. Стилистические окраски синонимов становятся очевидными на фоне нейтрального в стилистическом отношении слова. Традиционно различаются синонимы с повышением и с понижением стиля относительно нейтральной доминанты, напр.: взирать (высок.) – смотреть (нейтр.) – глазеть (низк.). Стилистические различия синонимов определяются также сферой их употребления, напр.: просить (нейтр.) – ходатайствовать (офиц.-дел.) – взывать (худож.) – клянчить (разг.).



Использование синонимов в различных функц. стилях неодинаково, что обусловлено задачами общения в той или иной сфере и другими экстралингвистическими факторами. Так, для офиц.-дел. речи характерно стремление к предельной точности выражения (недопустимости инотолкования), что приводит к ограничению использования синонимов и даже отказу от них.

К лексике функц.-стилистически окрашенной относятся слова, наиболее или исключительно употребительные в том или ином функц. стиле. Прикрепленность к определенной речевой сфере приводит к появлению у этих слов функц.-стилевой окраски. Для науч. стиля характерны термины, напр.: окись, полимер (хим.), вектор, гипотенуза (матем.). Лексика офиц.-дел. стиля отличается "сухостью" и антиэмоциональностью. Прежде всего это офиц.-дел. терминология (прокурор), канцеляризмы (нижеподписавшийся), ярким стилистическим средством являются также отыменные предлоги (в соответствии с уставом). Вопрос о функц.-стилистической окраске лексики худож. стиля сложен, так как в худож. текстах представлено все многообразие словаря. Следует учесть, что лексика, типичная для иных функц. стилей, используется в худож. речи в измененной стилистической функции – как средство создания худож. образа.

Разг. стиль характеризуется использованием так наз. разг. лексики – литературными словами, придающими речи разг. характер (ахнуть, всплакнуть), а также просторечной лексики (белиберда, ляпнуть), жаргонизмов, диалектизмов и др. нелитературных лексических единиц.

К стилистическим ресурсам лексики относятся также слова ограниченного употребления (в т.ч. и нелитературные): диалектизмы, просторечные слова, арготизмы, профессионализмы, варваризмы, а также архаизмы, неологизмы и т.п.

К числу стилистических ресурсов синтаксиса относятся различные типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), обращения, разные формы передачи чужой речи, вводные слова и предложения, экспрессивные синтаксические конструкции (парцелляция, эллипсис, усечение).

В синтаксическую парадигматику включают средства поэтического синтаксиса – особые синтаксические приемы и поэтические фигуры, которые широко используются в худож. литературе и публицистике: анафору, эпифору, параллелизм, антитезу, градацию.

Языковые и речевые механизмы осуществления переносов названий, именуемых в стилистике тропами, также являются выразительными средствами языка. К тропам относятся метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, эпитет и др.

Поскольку стилистические отношения охватывают весь лит. язык, то изменения в стилистике влияют на лексическую, грамматическую, фонетическую системы. Овладение стилистической парадигматикой необходимо говорящему для того, чтобы его речь отвечала основным стилистическим требованиям – выразительности, точности, стилистической мотивированности, а используемые в ней средства были бы наиболее целесообразными для выражения данного содержания и уместными в данном контексте.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1463; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9169 - | 7243 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.254.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.