Создание норм м/н права. Процесс согласования воль гос-ва

Понятие и их особенности.

Для них характерны признаки, характерные для всех норм:

1.общеобязательность,

2. общий характер предписания

3. формальная определенность,

4. направленность на неопред.круг лиц

5. рассчит. на неоднократное применение.

6. обеспеченность принуждением

Особенности:

1. Локальные нормы, направленные на отношения между двмя-тремя гос-вами, достаточно персонифицированы – ограниченность участниками норм. Но все равно общеобязательность

2. В м/н праве такого принуждения, как внутри гос-ва нет. Нет единого органа, который бы в случае нарушения обязательств, применял бы принуждение. Существуют другие механизмы: формы контроля, создание комиссий, указывается суд, в который обращаются при нарушении. Т.е. принуждение есть, но гос-ва сами себя и друг друга контролируют и устанавливают формы ответственности в случае нарушения.

Норма м/н права – общеобязательное правило деятельности государств и иных субъектов м/н права, создаваемое путем согласования воль гос-в.

Особенности норм м/н права.

1. Особенности предмета регулирования (4 группы)

2. Особый порядок создания – путем согласования воль гос-ва. Д.б. как минимум два субъекта.

3. Особые формы закрепления м/н норм: м/н договор и м/н обычай

4. Особенности обеспечения реализации норм – сами гос-ва индивидуально или коллективно обеспечивают реализацию, в т.ч. путем создания м/н организаций.

Создание норм м/н права. Процесс согласования воль гос-ва.

Процесс согласования воль включает в себя 2 основных стадии:

1. достижение согласия относительно содержания правила поведения.

2. выражение государствами согласия на обязательность для себя этого правила.

Для создания нормы м/н права не требуется, чтобы воли гос-в были идентичными. Т.е. хотеть могут разного, но должны согласиться о существе одного конкретного правила. Т.е. согласиться с текстом.

Вторая стадия – самая важная, на ней и появляется норма. У гос-ва появляется обязательство, которое оно должно выполнять.

Больш-во гос-в соглашается в форме ратификации. Это когда национальный орган гос-ва (как правило законодательный) выражает согласие на вступление в силу конкретного м/н договора. Пока не будет ратификации – не имеет силу, т.е. не приняли обязательства.

Как правило в самих договорах указывают, после какого кол-ва ратификаций договор вступает в силу. П: после 13 ратификационной грамоты д-р действует.

Остальные 17, которые не ратифицировали, даже если договор вступил в силу, обязательством ещё не связаны.

Т.е. разрыв между стадиями может быть десятки лет.

В процессе создания норм м/н права гос-ва выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Именно этот принцип используется при разработке текста договора на м/н конференциях. 1 гос-во = 1 голос. Юридическое равенство гос-в в процессе создания норм означает, что большинство гос-в не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства. Но это юридически. Фактически гос-ва в силу разного уровня экономического, социального, демографического положения и многих других характеристик более подвержены влиянию других гос-в.

М\н обычаем, составляющим норму, может стать только такое правило, которое образовалось в результате повторения однородных действий. Повторение действий предполагает продолжительность их совершения, но международное право не устанавливает период, который необходим для формирования обычая. В настоящее время фактор времени уже не играет важную роль в процессе формирования обычая.

«Всеобщая практика» вовсе не означает практику всех гос-в, т.к. по некоторым вопросам те или иные гос-ва могут вообще не иметь практики. Для того чтобы возникла обычная норма, необходимо как минимум два государства.

На 1 стадии создания обычной нормы образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует гос-во. Но которое ещё не является правовой нормой. Оно в принципе может никогда и не привести к созданию обычая, если не выразят четко согласия на принятие этого поведения как обязательного. Чтобы обыкновение стало нормой, два гос-ва д.выразить согласие на обязательность.

Действие гос-ва = действие его органов (любых: законодательных, исполнительных и т.д.) и при рассмотрении вопроса о нарушении гос-вом обычной нормы бремя доказывания факта выражения гос-вом-правонарушителем согласия на обязательность этой нормы возлагается на гос-во-обвиняющего.

1. По форме:

a. Документально-закрепленные нормы, т.е. зафиксированные и словесно-оформленные: договоры.

b. Документально-незакрепленные нормы. Они могут иметь словесное выражение в правоприменительных актах, заявлениях гос-в, в

c. резолюциях м/н организаций, но нельзя сказать, что все эти акты содержат нормы. Они лишь подтверждают их существование.

2. По субъектно-территориальной сфере действия:

a. Универсальные нормы – регулирующие отношения, представляющие всеобщий интерес, участниками которых является большинство гос-в. П: Устав ООН, 2 м\н пакта 1966г. «О гражданских и политических правах» и «М/н пакт о социальных, экономических и культурных правах», Конвенция по правам ребенка 1989 г., Конвенция против пыток 1984 г., большинство конвенций, посвященных борьбе с отдельными видами преступных деяний.

b. Региональные нормы – нормы, в которых участвуют гос-ва, расположенные в одном географическом регионе: Устав СНГ, конвенция об основных правах и свободах СНГ 1995 г., Организация Американских гос-в – межамериканская конвенция о правах человека 1969 г., Организация Африканского Единства – Африканская хартия прав человека и народов и т.д.

c. Партикулярные (локальные) нормы - нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы гос-в, т.е. те, в которых участвуют два-три и более гос-в, а также гос-ва, расположенные не в одном географическом регионе.

3. В зависимости от функционального назначения:

a. Регулятивные нормы – те, которые устанавливают права и обязанности субъектов.

b. Охранительные нормы – нормы, призванные гарантировать реализацию регулятивных норм.

4. по характеру субъективных прав:

a. обязывающие – нормы, фиксирующие обязательства совершить определенные действия

b. запрещающие нормы – те, которые предписывают обязанность воздержаться от совершения тех или иных действий. П: обязанность гос-в не передавать кому-либо ядерное оружие

c. управомочивающие нормы – закрепляют права субъектов.

5. по функциям в системе:

a. материальные нормы – нормы, устанавливающие права и обязанности субъектов.

b. Процессуальные нормы – регламентирующие процедуру реализации материальных норм.

6. по методу воздействия на регулируемые отношения:

a. императивные – категоричное предписание для субъектов

b. диспозитивные – дают возможность субъектам выбрать один из предложенных в норме вариантов.


4.Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие.

Основные принципы МП

· имеют характер общепризнанных

· составляют общее МП (распространяют своё действие на всех субъектов)

· имеют характер ius cogens.

Общепринятое количество принципов – 10.

Качественная характеристика: взаимосвязанность и взаимозависимость.

Принципы:

1) принцип суверенного равенства государств

Все государства суверенны и в своём суверенитете они равны друг с другом.

2) принцип неприменения силы или угрозы силы

Заключается в запрете применения вооружённой силы одного государства против другого государства, что является актом агрессии.

3) принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства

Современное звучание этого принципа: если в государстве нарушаются права человека или имеет место вооружённый конфликт другие государства вправе вмешаться.

4) принцип уважения прав человека

5) принцип равноправия и самоопределения народов

6) принцип мирного урегулирования споров

7) принцип сотрудничества государств

8) принцип нерушимости государственных границ

9) принцип территориальной целостности государств

10) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Основные принципы МП не закреплены как таковые в отдельном международном документе.

Однако общепринятым является мнение, что эти принципы содержатся в Уставе ООН 1945 г. (ст.2). Однако Устав закрепляет принципы взаимодействия государств – членов ООН.

Данные принципы получили свою конкретизацию в Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (Декларация 1970 г.), а также содержатся в Заключительном акте СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) 1975 г.

Источники
5.Источники международного права: понятие, виды.

Существуют следующие мнения относительно перечня источников

международного права:

1) нет единого документа, где перечислялись бы все источники

2) такой перечень существует. Он содержится в ст.38 Статута Международного суда ООН (этот Статут является неотъемлемой частью устава ООН).К осн.источникам М/н права следует отнести:

1. М/н конвенции

2. м/н обычаи

3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями

4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области м/н права как вспомогательные средства для толкования м/н норм.

=> перечень можно разделить на 2 группы: бесспорные источники (однозначно таковыми признаются): м/н договоры, м/н обычаи и общие принципы права.

Судебные решения и доктрины – не как источник, а некое средство, которое может быть использовано для уяснения смысла норм. => к источникам не относим, а говорим только как о средствах.

Источник м/н права – форма существования согласованных решений государств, международно-правовых норм.

В учебниках – вопрос, является ли источником акты организаций и конференций? => споры, признавать или нет.


6.Роль актов международных организаций и актов международных конференций в международно-правовом регулировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: