Государственный долг – это финансовое обязательство предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта МП, возникшее в соответствие с МП.
Устанавливается принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Когда 2 или несколько государств объединяются и образуют одно государство, долг предшественников переходит к преемнику. В остальных случаях (передача части территории, отделение части территории, разделение территории) соответствующие стороны заключают соглашение друг с другом, регулирующие вопрос о переходе государственного долга.
Если соглашения нет, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения приемника.
Если приемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то долг к нему не переходит.
Если приемник возникает в результате передачи, отделения части территории, либо разделения госудасртва, то гос долг предшественника переходит к преемникам в справедливых долях с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к преемнику в связи с данным государственным долгом.
|
|
15.Правопреемство в связи с прекращением СССР.
РФ не рядовой правопреемник, РФ – государство-продолжатель СССР. Процесс правопреемства РФ в связи с прекращением существования СССР происходил в соответствии с нормами МП, но имел существенные особенности. В связи с этим сформировалась «концепция продолжательства» РФ в личности СССР.
Суть концепции:
· Россия продолжила членство СССР в международных организациях, в Совете Безопасности, в частности
· при определении судьбы дипломатических и консульских представительств СССР в зарубежных государствах, все государства исходили из того, что стали рассматривать эти представительства принадлежащими РФ
Спорным является вопрос Россия – это правопреемник или продолжатель СССР. В некоторых документах она характеризуется как правопреемник Концепция продолжательства или континуитет выражается в 2 аспектах:
· непрерывность государства как субъекта МП
· непрерывность международных обязательств государства
Континуитет не может быть частичным.
Правопреемство в отношении м/н договоров СССР:
Вопросы эти решались в основном по правилам ВК 1978 г. В учредительных актах содружества (Беловежское Соглашение о создании СНГ от 8.12.1991г. и Алма- Атинский Протокол к нему) предусмотрено, что государства- участники СНГ намерены гарантировать выполнение обязательств СССР.
Все члены СНГ рассматривались как правопреемники СССР à в многосторонних договорах правопреемниками стали участниками все члены СНГ, а в двусторонних правопреемником стала только Россия.
Каждое государство было в праве самостоятельно решать вопросы участия в том или ином договоре.