Вопрос 8 эпистемологический плюрализм

Монизм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) – утверждает, что существует только одна фундаментальная субстанция. У истоков традиции монизма стоит греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Монисты также Ионийские философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский.

Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм, человеческого сознания или Бога (Бертран Рассел).

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии (впервые сформулировал Спиноза).

Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Дуализм – это философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Разновидности:

1. Картезианство (субстанциальный или по-простому классический) - дуализм души и тела, сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой. Духовные феномены – субъективны и интенциональны. Основоположники – Аристотель и Декарт.

2. Дуализм свойств - не существует духовной субстанции, но мозг как материальное образование обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.

3. Окказионализм - взаимодействие между телом и духом может иметь место лишь в том случае, если вызвано внешней (как по отношению к телу, так и по отношению к духу) причиной — Богом. Мальбранш, Лейбниц (концепция предустановленной гармонии) и Юма (критика естественной причинности).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) – это философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания.

Термин введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом.

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: