Философский идеализм

Платон: идеализм дуалистического типа. Противопоставление мира умосозерцаемых идей (вечные и истинные сущностей) и мира чувственных явлений (бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства). Видимое бытие имеет самостоятельную основу, т.е. материю, которая является нечто средним между бытием и небытием.

Дж. Беркли: окончательно уничтожается реализм. Единственная основа всего – бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой. Первое воздействует на второе -> возникают представления или идеи в последних. Весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность.

Эти два вида идеализма (Платон и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы: сочетается с эмпиризмом и сенсуализмом. Не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений, т.е. все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа: предпринял свою критику разума и основал идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется пространством, временем, категориями рассудка и идеями разума. Т.е. все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания. Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

субъективный идеализм Фихте

объективный идеализм Шеллинга

абсолютный идеализм Гегеля

Различия: По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым.

У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира.

У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих.

У Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: